Формирование приемов и навыков работы студентов с историческими источниками

 на семинарах

 

Волкова Т.И., Мойсинович А.М.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

 

 

Формирование у студентов умения анализировать источники является важной составляющей частью процесса обучения на историческом факультете. Как правило, это происходит во время изучения основных учебных дисциплин, особенно на семинарских занятиях, которые, чаще всего, строятся на обсуждении источников. Не маловажное значение имеет курс источниковедения, дающий студентам необходимые теоретические знания. Навыки работы с историческими источниками формируются и применяются в научно-исследовательской работе студентов, в основном, при написании курсовых и дипломных работ.

Однако, опыт показывает, что далеко не все студенты, даже выпускники, обладают соответствующими приемами и методами, затрудняются в постановке проблемных вопросов к источнику, ограничиваются его пересказом. Основная проблема здесь, в первую очередь, связана с отсутствием у студентов опыта научной критики, который проявляется в их неумении дистанцироваться, отстраняться от авторской позиции и прямой информации источников, в некритическом восприятии текстов. Главная причина на наш взгляд заключается в слабой актуализации конкретно-исторических знаний в процессе работы с источником и недостаточном представлении о проблемной историографии.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить студента понимать ценность исторического документа, показать, что только благодаря источнику можно почувствовать дух эпохи, узнать бытовые подробности, выявить отношение различных государственных и общественных деятелей к важнейшим событиям истории России. Работа с источником должна быть, прежде всего, интересной, увлекательной, направленной на стремление понять источник и увидеть за ним реалии прошлого. При этом конечно, нельзя забывать и об объективной оценке документов.

Поэтому при проведении семинаров важны следующие дидактические принципы: приемы организации изучения исторической информации от простого к сложному, точная формулировка познавательной задачи, ориентация на самостоятельность, которые и должны стимулировать познавательную активность студентов. Отсюда, уже на первом семинарском занятии, когда студенты выбирают темы будущих своих докладов, знакомятся с предполагаемыми списками исследовательской литературы и источниками, важным моментом являются и постановка преподавателем конкретных аналитических заданий к проработке источников по каждому запланированному сообщению. Они могут быть разными и зависеть от функциональной заданности источника, видовой его характеристики и т.д.

Так, по одним источникам студенту будет необходимо проверить, обосновать и определить точку зрения автора. Для этого ему придется выявить ключевые моменты текста, его существенную информацию, обратиться к исследовательской и справочной литературе, особенно когда необходимо определить политическую позицию автора, а свою систему аргументации и выводы обосновать цитатами из предложенных источников.

Если преподаватель нацеливает студента дать оценку содержащейся информации в источнике (например, в материалах периодической печати) и высказать свое мнение, то это автоматически потребует выстроить убедительную систему построений, самостоятельно сформулировать аргументацию. При этом придется иметь в виду возможные противоположные ракурсы освещения той же информации в органах печати разной идейной ориентации. Данное обстоятельство заставляет студента привлекать доводы в пользу своей позиции из взаимосвязи тех условий, которыми было вызвано соответствующее событие и его оценка.

При анализе историографического источника представляется весьма уместно поставить следующую задачу – привести аргументы автора в пользу основной его идеи, сгруппировав их по принципу удаленности от конкретных факторов (интерпретация, логичное обобщение, концептуальные выводы). Преобразовать текст источника в картину размышлений. Такой поисковый путь стимулирует логическое и абстрактное размышление студентов. Поскольку заставляет их разбить все идеи и выводы автора на центральные и второстепенные, оригинальные и уже известные, противоречащие или согласующиеся друг с другом.

Особого внимания заслуживают методы изучения и анализа статистических источников. Как показывает практика, они вызывают наибольшие сложности при работе с их количественными данными у студентов. Здесь необходимо заранее задать серию вопросов по документу с целью наиболее полного и последовательного считывания его информации. Например:

- какой вид данных представлен в источнике (номинальные цифры или показатели в процентах, год послуживший отправной точкой для сравнения и год, к которому относится информация);

- движение показателей идет вверх или вниз и каковы их тенденции;

- какова значимость статической информации в связи с указанной проблемой;

- показать, насколько информативен материал и есть ли в нем пробелы;

- ограничена ли его информация вообще.

Все эти этапы работы с источником заставят студентов обратиться к дополнительным знаниям об его истории и преодолеть как страх, так и магию цифр.

Тренировка навыков анализа эпистолярных источников также отличается ее своеобразием. При этом здесь, как и в случае со статистическими материалами, задача выявления скрытой информации актуализируется в процессе ее постановки исследовательской проблемы: «Каковы цели и задачи автора мемуаров?». Документы личного происхождения отличаются особой смысловой многослойностью, что позволяет обратить внимание студентов на неоднозначность восприятия информации, углубить их теоретические знания о двойственной природе источников. Здесь необходимо составить довольно четкое представление о личности самого автора, его сферы деятельности, идейных позициях и взглядах, что зачастую во многом объясняет интерпретацию и подачу материала, накладывает личностный отпечаток на его оценки исторических событий. Важным смысловым фактором является и период написания воспоминаний.

Обращение к законодательным документам (манифестам, указам, положениям) также имеет свою специфику. Необходимо поставить перед студентом ряд задач: обратить внимание на характер документа, его содержание и значение; на события, которым предшествовало издание того или иного закона; кому принадлежало право законодательной инициативы; кем они были составлены и изданы; как происходило обнародование документа. При этом необходимо иметь в виду, что анализ законодательных актов предполагает и изучение всей совокупности источников (документация государственных учреждений, периодическая печать, воспоминания), отразивших как сам процесс возникновения закона, так и практику его применения.

Делопроизводственные документы представляют собой особую группу исторических источников. Сложность состоит в том, что этот вид исторических источников содержит крайне обширные комплексы материалов (судебно-следственную, дипломатическую, военную). Они включают в себя протоколы, журналы, исковые заявления, просьбы и документы частных лиц. Все это многообразие позволяет студенту увидеть не только работу того или иного государственного учреждения, но и статистику, отчеты с мест, сводки. Делопроизводственные документы отличаются и своеобразным «канцелярским» стилем, что позволяет обратить внимание студентов на употребление в них особых оборотов, выражений, терминов. При анализе данного источника необходимо решить следующие проблемы: степень полноты сохранившегося комплекса делопроизводственной документации, достоверность и точность имеющейся информации. Кроме того, изучение этих источников требует знаний о том, как управлялась Российская империя, каков был механизм функционирования государственной власти на различных уровнях.

В целом, все перечисленные положения в решении поставленной преподавателем общей задачи в данном случае будут способствовать более внимательному и осмысленному изучению самого текста источника, привлечению дополнительного материала, как историографического, так и историко-фактологического и в конечном итоге будут соответствовать требованиям научного источниковедческого анализа.

В ходе занятий студент учится работать с источниками, сопоставлять информацию различных документов, вырабатывает критическое отношение к ним, другими словами проводить источниковедческий анализ.

Все выше приведенные приемы и методы работы с историческими источниками, безусловно, не исчерпывают полный их объем. Однако конкретные блоки задач по изучению источников, которые могут ставиться преподавателем в ходе проведения семинаров, на наш взгляд, призваны продемонстрировать преимущества конструктивистской дидактики, а систематическое использование подобных заданий должно способствовать автоматизированным умениям, что является обязательным условием развития научной рефлексии.          

 

 

Хостинг от uCoz