Роль и организация
самостоятельной работы студентов при формировании профессиональной компетенции
Т.И.Волкова, А.М.Мойсинович
Ярославский государственный университет им.
П.Г.Демидова
В современном динамично развивающемся обществе
требуются люди инициативные и самостоятельные, легко адаптирующиеся к новым
условиям. Поэтому одной из главных задач высшего образования является
формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и
креативной деятельности. Решение данной проблемы возможно только при переходе
от традиционной модели обучения к инновационной, с чем
связана реформа высшего профессионального образования, проходящая в настоящее
время.
Необходимо перевести студента из
пассивного потребителя знаний в активного их творца, способного критически
мыслить, планировать свои самостоятельные действия, умеющего проявлять
инициативу, сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти
оптимальный результат и доказать его правильность, а также успешно находить
выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
В связи с этим, можно утверждать, что
подготовка студентов в высшем учебном заведении требует применения технологий
обучения, обеспечивающих формирование профессионально компетентной, социально
активной, творчески самостоятельной личности. Важнейшей задачей
профессиональной подготовки студентов становится целенаправленное развитие
интеллектуальных умений, которые являются основой одной из ключевых
компетенций, обеспечивающих их профессиональную мобильность и гибкость. Таким
образом, одним из условий подготовки конкурентоспособного специалиста выступает
компетентностный подход, обеспечивающий формирование у студента высокого уровня
научных знаний, а главной целью становится повышение роли самостоятельной
работы как формы учебного процесса в высшей школе [2].
Традиционная система обучения основана
на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, где основная
деятельность учащегося заключается в решении теоретических и практических
задач, с четкой формулировкой и готовым набором действий (алгоритмом), и не
требует глубоких умственных размышлений. Самостоятельная же работа предполагает
развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, его
способность выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, а также
формировать способности к саморазвитию и творческому применению полученных
знаний[1].
Самостоятельная работа студентов
является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой.
Именно ее многие ведущие специалисты считают одним из наиболее эффективных
способов (методов) активации познавательной деятельности учащихся, развития их
самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Причем особого
внимания здесь требуют вопросы мотивационного обеспечения самостоятельной
познавательной деятельности обучающихся.
Активная самостоятельная работа
студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой заинтересованности
в получении знаний. Наибольшей побудительной силой обладает внутренняя мотивация,
которая исходит от самой деятельности. Можно говорить об интересе к учению и о
создании условий для успешного развития интеллектуальных умений студента, когда
восприятие новой информации вызывает положительные эмоции, а сама деятельность
побуждает учиться[2].
Мотивация учебной деятельности будущих
специалистов может быть усилена разъяснением значимости учения, необходимости и
важности саморазвития, а также подготовкой к предстоящей профессиональной
деятельности. Необходимо также отметить, что способы воспитания положительной
мотивации, такие, как стремление к позитивному результату, самоутверждению,
самореализации, чувство успеха, уверенность в своих силах, эмоциональная
приподнятость, имеют немаловажное значение в усилении мотивации самостоятельной
учебной деятельности студентов.
Решающую роль в организации
самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать не со
студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми
сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Основная задача
преподавателя состоит в том, чтобы развить лучшие качества студента, его
творческие способности, привить навыки поисковой работы, научить анализировать
и критически оценивать полученную информацию. Для этого он должен так организовать
учебный процесс и деятельность учащихся, чтобы они шли к выполнению
поставленной цели, без его непосредственного руководства. В этом случае
студенты сами самостоятельно выполняют задания, а преподаватель выступает
только в роли консультанта, направляя их деятельность в нужное русло.
Таким образом, следует отметить, что
при организации самостоятельной работы наиболее целесообразным является опора
на принципы личностно-ориентированного образования, которые позволяют учитывать
индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
К условию продуктивности
самостоятельной работы студентов университета можно отнести высокую степень
корреляции между целями преподавателя, потребностями обучаемого и общими целями
образования. Готовность студентов к работе и установка учащихся и
преподавателей на сотворчество в наибольшей степени оказывает влияние на
успешность самостоятельной работы в вузе.
Главная задача организации
самостоятельной работы студентов заключается в создании на занятиях условий для
развития их инициативы и мышления. К таким дидактическим
условиям, повышающим эффективность формирования профессиональной компетенции
обучающихся можно отнести: структурирование учебного материала, обеспечивающее
оптимальное осуществление студентами учебно-познавательной деятельности;
разработку и применение системы развивающих учебных заданий, позволяющих
раскрыть и обогатить умственный потенциал студентов; обеспечение межпредметных
связей; внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки;
а также осуществление мониторинга процесса и результатов учебной
деятельности.
Перечисленные условия позволяют
развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только
отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и
закономерности.
На первый план в педагогической
деятельности высшей школы выходит принцип «научить студента учиться», что
является необходимым для эффективной организации их самостоятельной работы. При
этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей
до консультационно-координирующей.
К основным чертам разрабатываемой
стратегии организации эффективной системы самостоятельной работы в вузе можно
отнести: во-первых, конкретизацию целей деятельности студентов на каждом этапе
учебного процесса и разработка схемы взаимодействия целей, обеспечивающей
достижение главной цели; во-вторых, разработку общего подхода к системе
заданий, моделирующего деятельность студентов и обеспечивающего развитие
профессиональной компетентности; в-третьих, объединение заданий в систему на
основе учебного, научного и профессионального единства; в-четвертых,
формулирование основных требований к системе заданий, выполняющих развивающую и
обучающую функции и способствующих преодолению студентами трудностей при
овладении профессиональными умениями; и, наконец, выбор определенных форм
организации студентов.
Данная стратегия может быть
реализована при организации деятельности студентов в процессе освоения ими
учебных дисциплин. Таким образом, в свете происходящей реформы образования
трансформация учебного процесса в высшем учебном заведении в соответствии с
компетентностным подходом предполагает создание эффективной системы
самостоятельной работы, которая играет важную роль в процессе обучения и должна
стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей
профессиональной деятельности.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Абросимов А.Г. Современные
информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов
вузов // Журнал «Вестник РУДН». 2004. № 1. С. 56.
2. Гончарук Н.П. Педагогические условия
формирования интеллектуальных умений студентов // Вестник Казанского
технологического университета. 2006. № 6. С. 217-221.