Возникновение евразийского движения

 

Быстрюков В.Ю.

Филиал РГГУ (г.Самара)

 

Рождение евразийской идеологии и, как следствие, евразийского движения – процесс крайне сложный и многоплановый. В течение короткого временного отрезка, когда появились первые работы нового направления, как бы соединились различные векторы развития русской культуры и государственности. «Направление это носится в воздухе. Я чувствую его и в стихах М. Волошина, А. Блока, С. Есенина и в «Путях России» Бунакова-Фондаминского, в то же время в разговорах крайне правых и даже одного заядлого кадета», – писал в июле 1921 г. один из основателей нового движения Н.С. Трубецкой Р.О. Якобсону.

Отечественные и зарубежные ученые отмечали, что евразийство не было чем-то случайным и чужеродным в Русском Зарубежье: «…как политическое движение и как система философских воззрений оно развивалось в русле традиционной для российской общественной мысли… парадигмы». Рост научных знаний на рубеже XIX и XX веков, появление новых направлений в гуманитарных и естественных дисциплинах создали предпосылки для возникновения евразийства. Работы П.П. Семенова-Тян-Шанского, Л.И Мечникова, Д.И Менделеева, В.В Докучаева, В.И Вернадского, В.В. Бартольда существенно расширяли диапазон знаний о стране и населяющих ее народах. «В одной области за другой русские ученые открывали до тех пор неизвестное и по большей части «не западное» богатство российского и до-российского прошлого, его связи с другими цивилизациями. Археология, история искусства, открывшая «скифскую школу», музыка, литература, обнаружившая новые связи между киевским эпосом и эпосом Персии и тюркских народов, исследования фольклора, истории и многого другого способствовали более полному пониманию России как культурной и исторической общности и подсказывали идею о необходимости нового научного синтеза».

Литературное и художественное «возрождение» начала XX века в России принесло новые темы и направления. Дух Азии, восточные корни русского народа, прежде чем стать предметом изучения евразийцев, были затронуты в творчестве многих поэтов, писателей, деятелей культуры. «Похоже, что именно в контексте этого возрождения и появилось новое самоопределение – не связанное с Западом ни впрямую, ни по кровным ассоциациям… Евразийцы, хотя и были молодыми людьми, принадлежали именно к этому культурному возрождению».

Но научные достижения и новые направления в литературе и искусстве не исчерпывают объяснения причин возникновения евразийства. Национальная катастрофа и личные трагедии миллионов людей создали атмосферу катастрофического мироощущения. «Тот отрезок времени, в котором протекает наша жизнь, начиная от возникновения войны, переживается нами, как поворотное, а не только переходное время. В совершавшемся и совершающемся мы видим не только потрясение, но кризис, и ожидаем от наступающего – глубокого изменения привычного облика мира». Евразийцы отказывались верить в то, что в результате Октябрьской революции и гражданской войны Россия исчезла, а на ее месте осталась так называемая «Совдепия». Одними из первых в эмиграции они стали искать глубокий смысл в произошедшей национальной катастрофе. Таким образом, революция 1917 г. также явилась одной из причин возникновения новой идеологии. «Основное историческое задание евразийства – это включение происшедшего в революции – в рамки русской и евразийской исторической традиции». Однако, это не означало, что евразийцы безоговорочно принимали новую Россию: «Не все, что произошло, и не все, что возникло, войдет в русскую и евразийскую историческую традицию. Наряду с принятым есть отвергнутое. И многое происшедшее и возникшее войдет в преобразованном виде». Но они верили в то, что революция и победа большевиков – не финальный аккорд существования России, а новый этап развития ее государственности и культуры.

В 1920 г. в Софии небольшим тиражом была издана брошюра князя Н.С. Трубецкого «Европа и Человечество». Она стала своего рода прологом к появлению нового течения в эмигрантской исторической мысли. В книге еще не упоминался термин «евразийство», ничего не говорилось о революции, судьбе России и т. д., речь шла о соотношении культур и цивилизаций. В целом работа носила общетеоретический характер. Трубецкой писал, что мысли, высказанные в книге, сложились в его сознании более десяти лет назад. Лейтмотив «Европы и Человечества» – отрицание абсолютизации западной культуры. Брошюра была выпущена Российско-Болгарским книжным издательством, одним из директоров которого являлся Петр Петрович Сувчинский – искусствовед, теоретик музыки, издававший до революции музыкальный журнал «Мелос». Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский и князь Андрей Александрович Ливен составили первую евразийскую группу, возникшую в Софии. Еще находясь в Крыму, П.Н. Савицкий вел с ними переписку. В 1920 г. он, только что перебравшийся из Крыма в Константинополь, получил письмо от А.А. Ливена. Он сообщал о намерении издать «Евразийский сборник» и просил Петра Николаевича оказать помощь в подборе материала. В начале 1921 г. П.Н. Савицкий переехал в Софию, где П. Б. Струве поручил ему редактировать журнал «Русская мысль». В первом сдвоенном номере журнала П.Н. Савицкий поместил рецензию на упомянутую брошюру Н.С. Трубецкого. В ней он назвал Россию «Евразией» и выдвинул тезис, что в неевропейском мире она играет центральную и определяющую роль. К евразийской группе в Софии примкнул Георгий Васильевич Флоровский – философ и религиозный мыслитель. П.Н. Савицкий, пользуясь своим положением в «Русской мысли», попробовал привлечь к сотрудничеству в журнале Н.С. Трубецкого, П.П. Сувчинского и Г.В. Флоровского. Но у П.Б. Струве статьи П.Н. Савицкого и Н.С. Трубецкого вызвали резкий протест. «Теперь самое важное и самое трудное, – писал он, – Ваша статья «Поворот к Востоку»… Ваше «евразийство» плохо, несостоятельно и вредно, поскольку оно сбивает на народничество (что особенно ясно у Трубецкого, где реакционность и старорежимность в дурном смысле этого направления совершенно очевидна и есть не случайное наследие). Это бунт против Петра Великого и Александра Пушкина». Попытки отредактировать статью не изменили его позицию. Стремление П.Н. Савицкого сделать «Русскую мысль» своего рода прибежищем для евразийства натолкнулись на сопротивление П.Б. Струве, а переезд летом 1921 г. редакции в Прагу, фактически оставил его вне журнала.

Третьего июня 1921 г. с публичными докладами, где излагались основные постулаты евразийства, выступили Н.С. Трубецкой и Г.В. Флоровский. В августе того же года был издан первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Среди авторов – Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский, П.Н. Савицкий, который опубликовал в сборнике три статьи: «Поворот к Востоку», «Миграция культуры» и «Континент-океан (Россия и мировой рынок)». Пятый, князь А.А. Ливен, не участвовал в сборнике, вскоре принял священнический сан и вообще отошел от евразийства. Посылая «Исход к Востоку» П.Б. Струве, П.Н. Савицкий писал: «Среди пяти наличных евразийцев представлено, по крайней мере, три существенно различных политических направления (от моего национал-большевизма до правоверного антибольшевизма Флоровского)… Лично я несу ответственность за общее направление «евразийства», но остаюсь чужд некоторым взглядам Трубецкого и Флоровского в духе специфического «славянофильства»». То есть «Исход к Востоку» представлял собой не манифест, не программный документ нового движения, а лишь сборник статей авторов, разделявших в той или иной мере ряд общих тезисов. В том же письме П.Н. Савицкий указывал: «Ради Бога, не считайте, чтобы эта книжка в оранжевой обложке имела какую бы то ни было претензию что-либо отрицать или создавать чему-либо апологию в перспективе текущей политической борьбы». Софийских евразийцев объединяла не организация, а общность взглядов и тесные личные отношения. «Трубецкой, – рассказывал Флоровский, – был моим близким другом… Савицкий женился позднее на сестре моей жены… Если отвлечься от личных отношений и общности исторического видения…, никакой группы или партии не существовало… В нашем издании каждый просто говорил от своего имени то, что думал». Софийский этап истории евразийства закончился довольно быстро. Уже в 1922 г. Н.С. Трубецкой переехал в Вену, П.Н. Савицкий и Г.В. Флоровский – в Прагу, П.П. Сувчинский – в Берлин.

 

источники и литература:

 

1.    Вводная статья (к публикации статьи П.П. Сувчинского «Типы творчества (памяти А. Блока)») // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1991. № 3.

2.    Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993.

3.    Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 6.

4.    Рязановский Н.В. Возникновение евразийства // Звезда. 1995. № 2.

5.    Предисловие // Исход к Востоку. М., 1997.

6.    Савицкий П.Н. Задание евразийства // Евразийский сборник. Прага, 1929. Кн. 6.

7.    Трубецкой Н.С. Европа и Человечество // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.

8.    Шатилов А.Б. История евразийского движения (20 гг.) // Проблемы источниковедения и политической истории. М., 1995.

 

Хостинг от uCoz