Формирование доктрины российского либе­рализма во второй половине XIX века

Козлова О.В.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

 

Во второй половине XIX века в России началось достаточно актив­ное и успешное формирование содержания политико-правовой доктрины российского либерализма. Для этого сложились как объективные, так и субъективные условия. Появились люди, которые могли взять на себя ре­шение этой достаточно непростой задачи. При этом главной проблемой являлось то, что было необходимо на базе европейских учений о либера­лизме создать свою собственную, оригинальную теорию, учитывающую реалии российской действительности.

Решение этой проблемы оказалось делом достаточно сложным, по­скольку в Европе уже существовали разнообразные и детально разрабо­танные либеральные теории. Создать либеральную доктрину для России, страны экономически, социально и интеллектуально отсталой от европей­ских государств во второй половине XIX века было непросто.

К тому же, исторические и культурные традиции страны находились в явном противоречии с основными, базовыми принципами и идеями ев­ропейского классического либерализма. В частности, отношение подав­ляющего числа населения страны к самодержавной монархии, государству и законности было иным, чем у европейцев.

На эту особенность российского менталитета обращал внимание Б.Н. Чичерин: «Русскому человеку невозможно становиться на точку зрения западных либералов, которые дают свободе абсолютное значение и вы­ставляют ее непременным условием всякого гражданского развития. При­знать это, значило бы, отречься от всего своего прошедшего, отвергнуть очевидный и всеобъемлющий факт нашей истории, который доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения»[5].

Поэтому решить задачу создания российской либеральной доктрины было по силам только людям европейски образованным, подготовленным не только к восприятию, развитию, но и адаптации идей либерализма к российской действительности. Такие люди имелись, прежде всего, в уни­верситетской среде. Среди них по праву основную роль в формировании российской либерально-правовой доктрины играли научные исследования и публицистические выступления таких университетских профессоров как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин.

Константин Дмитриевич Кавелин является одним из основателей, идеологов русской разновидности либерализма. Тем не менее, это доста­точно простое суждение, почти аксиома, нуждается не только в обстоя­тельном разъяснении, но и, возможно, доказательстве. Причем сразу по не­скольким направлениям: во-первых, что именно он действительно был ли­бералом, во-вторых, именно он стоял у истоков российской разновидности либерализма, в-третьих, его философские, либеральные, философско-правовые идеи до сих пор не нашли достаточно глубокого, объективного осмысления.

К.Д. Кавелин был одним из первых русских правоведов кто в своих работах, в основном, публицистических, попытался не только осмыслить основные идеи европейского либерализма, но и разработать возможную стратегию их применения, приспособления к российской действительно­сти.

Как и большинство российских либералов, Кавелин понимал, что идеи европейского либерализма в полном объеме неосуществимы в Рос­сийской империи, в том числе и потому, что в русском обществе не были укоренены чувства законности и справедливости. «Мы, русские, - писал он, - добрейшие люди в мире; сердце наше исполнено милосердия, состра­дания, великодушия и незлобия; мы охотно прощаем обиды и помогаем ближним; из сердечной доброты мы легко отказываемся от своих прав и даже от своих выгод. Но чувство законности и справедливости, к сожале­нию, развито в нас чрезвычайно слабо, так слабо, что иной раз думается, не лишены ли мы вовсе органа, производящего эти добродетели?»[4]. Из этого следовало его убеждение в том, что необходимо приложить все усилия для распространения в обществе идей законности и справедливости, созданию условий для понимания необходимости создания правильного юридиче­ского и гражданского быта, достойного человека. В этом суть либерально­го мировоззрения К.Д. Кавелина.

Понимая неприемлемость западных европейских либеральных идей для российского общества, он, тем не менее, был убежден, что это вовсе не означало их полную неосуществимость в России. Для этого необходимо было учитывать специфику ее исторической и политической эволюции.

Особенности исторического и социально-экономического развития нашей страны породили мировоззренческое противоречие, суть которого состоит в следующем: можно ли считать русских либералов, в том числе К.Д. Кавелина, либералами, или они были просто «западниками», государ­ственниками, сторонниками «реформ сверху». На наш взгляд, такая пута­ница в оценках существует, прежде всего потому, что авторы подобных оценок не только не учитывают конкретно-историческую обстановку в России в XIX веке, но и механически сравнивают российский и европей­ский либерализм. Такой упрощенный подход к анализу сложных полити­ко-правовых явлений, учений недопустим, поскольку затрудняет как их понимание, так и конструктивный, объективный анализ. Неоспоримая, общепризнанная заслуга К.Д. Кавелина состоит не столько в развитии теории европейского либерализма, сколько в разработке стратегии и тактики в перенесении либеральных идей на русскую почву. И в этом смысле можно говорить о том, что ранние русские либералы, такие как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чиче­рин, являются создателями политико-правовой доктрины русского либера­лизма.

Взгляды К.Д. Кавелина на государство, его роль в общественной жизни, собственность, индивидуальные права личности, сущность и значе­ние права принципиально не отличались от идей европейских либералов. Проблема состояла в том, как встроить либеральные ценности в жесткую систему российского абсолютизма, закрепить их в ней и подготовить тем самым ее эволюционную трансформацию в гражданское демократическое общество. В ряде работ, таких как «Паспорта в России» (1861), «Дворянст­во и освобождение крестьян» (1862), «Наш умственный строй» (1875), «Политические призраки и административный произвол» (1877) и др. Ка­велин изложил основные положения своей политико-правовой доктрины. Как человек обладающий энциклопедическими по­знаниями в области русской истории, права, философии, он понимал, что в середине XIX века радикальный переход России на либеральный путь раз­вития невозможен. Отсюда внимание К.Д. Кавелина скорее к поиску, чем к собственной разработке путей эволюционного перехода на путь либераль­ного развития.

Хотя Н.А. Бердяев со свойственной ему категоричностью утверждал, что «в России никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдох­новляла и имела влияние»[1], можно считать К.Д. Кавелина основоположником русской разновидности либерализма со всеми его достоинствами и недос­татками. В том числе и потому, что именно он разработал тактику реали­зации либеральных идей в России, в основе которой постепенность, ре­формизм, эволюция. Ибо не случайно он сформулировал своеобразный де­виз российского либерализма: «... Не тот народ имеет будущность, кото­рый умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, кото­рый умеет переродиться и вынести реформу»[2].

Следует отметить, что, разрабатывая стратегию либерали­зации России, ранние русские либералы стремились не только теоретиче­ски осмыслить основные либеральные ценности, но и одновременно раз­работать способы их применения в рос­сийской действительности.

Таким образом, программа российской либерализации, предложен­ная российскими либералами в конце 50-х гг. XIX в., была достаточно взвешенной, реалистичной, и, самое главное, эволюционной. Однако она не нашла понимания и не получила одобрения ни в правительстве, ни сре­ди российской интеллектуальной элиты, дворянства. Сбылось предостере­жение, высказанное К.Д. Кавелиным и Б.Н. Чичериным в «Письме к издателю», что у русского народа отсут­ствует способность к социальному реформированию собственной жизни без руководства со стороны либералов или правительства[3].

Доктрина либерализации России тем не мене позднее уточнялась, конкретизировалась, но ее основные элементы сохранились до начала XX века, когда была предпринята попытка претворить ее в жизнь. Однако неудача в реализации либерально-правовой доктрины не столько свидетельствовала о неверности, нежизнеспособности ее, сколько о неумелости, неспособности исполнителей.

Источники и литература:

1.Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре.- М., 1990.- С. 171.

2.Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I.- М., 1991.- С. 127.

3.Опыт русского либерализма. Антология. - М., 1997. - С. 27 -28.

4.Приленский В.Н. Опыт мировоззрения ранних русских либералов.- М., 1995.- С. 204-205.

5.Секиринский, С.С., Шелохаев, В.В. Либерализм в России: очерки истории (середина XIX начало XX в.) [Текст] / С.С.Секиринский, В.В.Шелохаев. - М., 1995. - С. 50.

 

Хостинг от uCoz