“Настоящий командир действующей армии

железнодорожников”.

Лебедев А.В.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

 

Егоров Михаил Михайлович (12.XII.1895 – 27.III.1938) – выдающийся работник железнодорожного транспорта, стоявший у истоков социалистического строительства на железных дорогах СССР, начальник Ярославской железной дороги (25.III.1937 – 18.XI.1937), родился 12 декабря 1895 года в семье бедного рабочего в городе Юрьев-Польский Владимирской губернии. В 15 лет, для того чтобы помочь отцу прокормить семью был вынужден бросить школу и устроиться конторщиком на небольшую станцию Пекша Северных железных дорог. Природная смекалка и усидчивость позволили ему на базе двух лет обучения в приходской школе быстро освоить все тонкости профессии железнодорожника.

“И всё же нельзя сказать, что тов. Егоров не учился, – отметил его биограф Семён Новиков. – Побудьте с ним хотя бы один день, и вы увидите культурного человека, знающего тонкости своего дела, владеющего искусством увлекать за собой людей, умеющего излагать свои мысли просто, коротко и понятно. Нет, тов. Егоров учился! Но учился не в школе, а у жизни”.

В 1917 году стал запасным агентом – распоряди­телем вагонов на Архангельской линии. В годы гражданской войны обеспечивал снабжение Северного фронта. Некоторое время спустя он занимал должность диспетчера Управления Северных железных дорог, после чего был мобилизован на фронт, где проводил эвакуацию железнодорожного оборудования. Ещё занимая пост диспетчера в Управлении Северных железных дорог, М.М. Егоров закрепил за собой славу крепкого, подающего большие надежды работника, обладающего незаурядными организаторскими способностями. Руководство Северных железных дорог не раз бросало его на самые сложные и ответственные участки работ.

В период социалистического строительства на железнодорожном транспорте попеременно руководил станциями Свеча, Шарья, Александров, Вологда, Вятка, Лосиноостровская, каждую из которых он успешно выводил из “прорыва”. Залог его успеха был прост. “Каждый должен быть на своём месте”, – говорил М.М. Егоров. Приходя на новое место работы, Михаил Михайлович брался за грамотную расстановку сил. Он подолгу беседовал с рабочими, отсеивал тех, кто был не в состоянии нормально работать, помогал подающим надежды.  

“Сплачивая людей, обучая их, Егоров ковал кадры энтузиастов, способных организаторов, и работа шла на лад”. Он заботился о подчинённых, и они своим самоотверженным трудом отдавали долг за его доброе отношение к их судьбе. За свои трудовые достижения 19 августа 1935 года, одним из первых советских железнодорожников получил высшую награду СССР – орден Ленина. Помимо этого правительство оценило его заслуги двумя знаками отличия: Почётный железнодорожник и Ударник Сталинского призыва.

 При реорганизации управления железнодорожного транспорта СССР М.М. Егоров оказался на Ярославской железной дороге, где занял важный пост заместителя начальника дороги, который совмещал с руководством службой Движения. Таким образом, за четверть века работы на железнодорожном транспорте он прошёл путь от простого конторщика до заместителя начальника ключевой транспортной артерии Верхнего Поволжья. Его назначение на руководящую работу совпало с развёртыванием массовых политических репрессий на железных дорогах СССР.

Аресты, начавшиеся на Ярославской железной дороге, заставили её начальника, видного партийного работника, В.В. Винокурова уйти с занимаемого поста. 25 марта 1937 года он возглавил Центральное управление вагонного хозяйства НКПС, а вместо себя оставил своего заместителя, который имел за плечами весомый опыт хозяйственной работы. О поспешности принятия данного решения ярко свидетельствует тот факт, что на момент своего назначения на должность руководителя Ярославской железной дороги М.М. Егоров не являлся членом ВКП/б/. Он вступил в ряды коммунистической партии только 28 мая 1937 года.

“Тов. Егоров молодой член партии, кандидат с 1931 года. Это один из тех хозяйственников, которые выдвигаются сейчас на смену вредителям, – отметил относительно его кандидатуры заведующий отделом руководящих партийных работников ЦК ВКП/б/ Г.М. Маленков. – Он последний год полтора с начальника станции выдвинут в начальники дороги, это утверждается ЦК. Сам он из пролетарской семьи, отец его 43 года работал на Кольчугинском заводе. Я думаю, что тов. Егорова можно выдвинуть в кандидаты [Ярославского] обкома”.      

В.В. Винокуров оставил Ярославскую железную дорогу в крайне тяжёлом положении. М.М. Егоров попытался затормозить распространение репрессий в среде железнодорожников. “Ряд выступающих в своих прениях говорили о людях, которых нужно будет снимать. Должен сказать, что некоторые товарищи говорили о мягком отношении с моей стороны к этим людям. Это неверно, – подчеркнул в заключительном слове на I партийной конференции Ярославской железной дороги её начальник. – Я не имею права снимать людей, не проверив до конца. На этот счёт имеется приказ Народного Комиссара Путей сообщения и Внутренних Дел, где говориться в каких случаях и как надо снимать. Своим приказом я не имею права снять назначенных Народным Комиссаром без его санкции. Сейчас мы людей проверяем и многих ещё снимем”. Одновременно с этим начальник Ярославской железной дороги замедлил и постарался свести на нет результаты проверки политической благонадёжности своих подчинённых. Однако выправить ситуацию ему не удалось, репрессии вышли из-под контроля.

18 ноября 1937 года М.М. Егоров был снят с поста начальника Ярославской железной дороги как участник “диверсионно-вредительской организации на транспорте” и арестован. Синхронно было взято под стражу практически всё руководство Ярославской железной дороги. В основном это были опытные железнодорожники и старые партийные работники: Г.П. Горячих и И.О. Комиссаров – заместители начальника Ярославской железной дороги, И.А. Киселёв – начальник политического отдела, О.О. Генрих – начальник Паровозной службы, И.А. Минин – начальник Пассажирской службы, И.Д. Балашов – начальник Грузовой службы, А.Н. Каминский – начальник службы Связи, В.Я. Евдокимов – начальник Сектора кадров и многие другие.

27 марта 1938 года М.М. Егоров был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян (официально объявлено, что осуждён на 10 лет и умер 13 сентября 1945 года). 26 марта 1957 года по ходатайству жены Военная Коллегия Верховного суда СССР пересмотрела приговор, вынесенный по его делу. За отсутствием состава преступления вердикт суда был отменён, а 16 июля 1957 года решением бюро обкома КПСС он был посмертно восстановлен в ряды коммунистической партии.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

 

1.ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 35. Ед. хр. 3877. 

2.ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 190. Ед. хр. 117.

3.ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 223. Ед. хр. 315. Л. 131.

4.ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 223. Ед. хр. 385. Л. 2.

5.ЦДНИ ЯО. Ф. 740. Оп. 1. Ед. хр. 31. Л. 266.

6.Северный рабочий. 1936. 24 октября.

7.Северный рабочий.1937.10 января.

8.Возвращённые имена. – Ярославль, 1991. – С. 31.

9.Не предать забвению: книга памяти репрессированных, связанных судьбами с ярославской областью. – Ярославль, 1993. – С. 136.

10.Орденоносцы Северной [железной дороги]. – М., 1935. – С. 49 - 61.

11.Кудрявцев С.В. Массовые репрессии в Ярославской области. 1937 – 1938 гг. (дело о “вредительстве на транспорте”) // Страницы минувшего: VI Тихомировские краеведческие чтения. – Ярославль, 1997. – С. 160 - 163.

12. http: stalin.memo.ru/spiski/index.htm.

 

Хостинг от uCoz