Волга в жизни Виталия Бианки

Молчанов Л.А.

ИАИ РГГУ (г.Москва)

 

В истории России великая русская река оказывала влияние на жизни многих известных людей страны. Она наложила отпечаток и на жизнь прекрасного советского детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. Его книги хранятся в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а потом бабушками и дедушками. Любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, разносторонние знания - вот что выносит каждый, кто обращается к его творчеству.  Он был одним один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни животных.  Его творчество по праву входит в золотой фонд российской детской литературы. [8. C.3] Бианки был лучшим русским писателем-анималистом советского периода. «Переводчики с бессловесного» - называл он себя и своих коллег, писателей-анималистов. Переводить на язык человеческий звериную многоголосицу он научился с детства. Однако в счастливой, но трагической биографии Виталия Бианки до сих пор существует много «белых» страниц, а его жизнь нередко напоминает увлекательный детективный роман.

Виталий Бианки родился 30 января (11 февраля) 1894 г. [4. C. 448] в Санкт-Петербурге в семье орнитолога, ученого-хранителя Энтомологического отделения Зоологического музея Академии наук, Валентина Львовича Бианки. Род Бианки появился в России в начале XIX века. Одна его ветвь имела швейцарские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импресарио поменял немецкую фамилию Вайс на певучую, итальянскую Бианки.

Отец писателя, выпускник петербургской Военно-медицинской академии Валентин Львович Бианки,  опубликовал около 120 работ и внес заметный вклад в энтомологию. Он состоял действительным членом Петроградского общества естествоиспытателей, Русского энтомологического общества и почетным членом Германского орнитологического общества.

 Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Семья Бианки жила на Университетской набережной, в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича - Лев, Анатолий и Виталий - часто бывали в музее и хорошо его знали. Отец приобщал детей к биологической науке - поручал им ведение натуралистических заметок. Виталий Валентинович считал отца своим главным учителем. В квартире Бианки всегда было много животных: птицы, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями [3 Т. 1. C. 6]. Когда на Дальнем Востоке нашли мамонта и привезли его в музей для изготовления чучела, Валентин Львович принес домой кусочек мамонтятины, и из этого экзотического мяса сварили суп. Летом вся семья обычно проводила в деревне в Лебяжье на побережье Финского залива под Ораниенбаумом. В теплое время года деревня превращалась в центр культурной жизни посёлка. Сюда съезжались представители научной общественности Петербурга. Виталий Валентинович вспоминал, что отец рано начал брать его в лес, где учил сына по приметам находить тайно от человека живущих зверей. На всю жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне.  Мир животных стал для него заповедной страной.

Валентин Львович Бианки умер 10 января 1920 г. в Петрограде. Ему было 64 года. В 1917-1918 гг. он заведовал Зоологическим музеем Академии наук. С 1919 г. работал заведующим Орнитологическим отделением музея. Причиной его смерти было воспаление легких, вызванное тяжелейшими условиями жизни в Петрограде в годы гражданской войны. В квартире Бианки было холодно, стены от сырости покрылись плесенью, не хватало еды.

Разными были интересы Виталия Бианки. Кроме занятий биологией, будущий писатель писал стихи. Он много читал, ему нравились Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Они оказали большое влияние на его литературное творчество.  Но его настоящей страстью был футбол, который тогда только входил в моду. В этой игре он преуспел. Начав играть на лужайках и пустырях, будущий писатель продолжил спортивную карьеру в спортивных клубах. Он играл в петербургском английском футбольном клубе с русским названием «Нева», в Петровском клубе любителей спорта и клубе  «Унитас».  Он был включен в сборную Петербурга и славился точными прострельными передачами, великолепно подавал угловые. Его имя было на слуху у столичных любителей футбола.

В 1915 г. Бианки поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Позднее он изучил еще один курс наук - в институте истории искусств. Но завершить учебу помешала война [5 C.4]. В 1916 г. был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду.

Февральскую революцию Бианки встретил в Царском Селе. Там дислоцировалась 1-я артиллерийская бригада, где он служил. После революции он был избран в Совет солдатских и рабочих депутатов и под влиянием своего друга, не имея твердых политических убеждений, примкнул к партии эсеров. Работал в комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Здесь будущий писатель встретил Октябрьскую революцию. Ранней весной 1918 г. его часть была отправлена на Волгу. Вплоть до недавних пор 1917-1919 гг. были «белым пятном» в биографии писателя. Сам он никому, кроме самых близких людей, не рассказывал, как прожил их. На то были веские основания.

  В своих показаниях на допросах в 20-х годах писатель признавался, что сотрудничал в эсеровской газете «Народ». Однако его участие в антибольшевистском движении 1918 г. было гораздо более активным и нанесло гораздо больше вреда советской власти. Поддавшись антисоветским настроениям, господствовавшим в это время в Поволжье, Виталий Бианки вошел в состав администрации правительства Комитета членов Учредительного собрания (Комуча) или Самарской учредилки, как его называли большевики.  Комуч был общественной организацией, созданной в Самаре российскими общественными деятелями - членами разогнанными большевиками Учредительного собрания. После захвата города бойцами чехословацкого корпуса, восставшими против советской власти, эта организация получила власть. В основе государственной деятельности Комуча лежала программа эсеров. Он выполнял законодательные функции. В его состав входило до 96-97 чел. Власть Комуча распространялась на несколько губерний Поволжья.  Функция исполнительной власти стало выполнять правительство - Совет управляющих ведомствами. Для манипулирования общественным мнением в начале августа 1918 г. в составе Совета  был сформирован Агитационный культурно-просветительный отдел (АКПО). Через АКПО Комуч стремился осуществить монополию на получение, отбор и распространение информации. [6 Ф. 671. Оп. 1. Д. 6. Л. 10.] Это направление деятельности Комуча было одним из важнейших. В составе центрального аппарата АКПО сходил литературный подотдел и редакция газеты «Народ». Согласно документам АКПО, помощником заведующего этим подотделом являлся офицер Виталий Валентинович Бианки [6. Ф.671. Оп. 1. Д. 92. Л. 39.]

 Одним из основных видов работ АКПО по манипулированию общественным мнением являлось издание газет, листовок, брошюр. Центральным отделом было выпущено 835 тыс. листовок на русском языке и 150 тыс. на языках народов Поволжья [6. Ф. 671. Оп. 1. Д. 92. Л. 2а.] Газеты рассылалась по библиотекам, читальням, чайным, земствам, распространялись в рабочих, партийных организации и кооперативных товариществах, на железнодорожных станциях. АКПО популяризировал идеи Учредительного собрания, разоблачал политики советской власти, агитировал за демократические свободы и поддерживал политику Антанты. Во всех газетах и листовках АКПО присутствовали агитационные материалы, составленные его литературным подотделом и лично Бианки. Именно в это время состоялась проба пера будущего писателя-анималиста.

Но агитационная работа АКПО не смогла сплотить население Поволжья для борьбы с Красной армией. Народная армия Комуча была разбита советскими войсками. Члены Комуча были эвакуированы чехами сначала в Уфу, а затем – в Екатеринбург. Они потеряли авторитет, и их положение значительно усугублялось тем,  что против них  и в целом против партии эсеров начали репрессии правые политические силы и военные. В середине ноября 1918 г. бывшие члены Комуча были арестованы по приказу адмирала Колчака, но затем были отпущены и выехали в Уфу. Там в начале декабря они были вновь арестованы сподвижником Колчака генералом В.О. Каппелем. В конце декабря часть арестованных была расстреляна. Крайне негативное отношение к эсерам сохранилось у белых властей Сибири до падения колчаковского режима.

По признанию Бианки, работая в самарской газете «Народ», он стал сомневаться в правильности эсеровской тактики. И с этого момента активного участия в работе партии не принимал, «хотя и продолжал жить при КОМУЧе». Когда против эсеров начались преследования,  Бианки удалось избежать ареста. Переодевшись, Виталий Валентинович с семьей из Уфы уезжает в Томск, а оттуда - в Бийск, где на метеорологической станции работал его брат Анатолий. В ноябре 1918 г. Виталий Валентинович вместе с женой Зинаидой Александровной Захарович остановился на квартире у местного эсера, члена Учредительного собрания Н.М. Любимова. По документам Бианки значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук [7. С. 3-4] Опасаясь ареста, свою настоящую фамилию он скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.

Бианки прожил на Алтае четыре трудных года. Было плохо с питанием, с дровами, подстерегали болезни [7. C.18-19]. Постоянно ощущался страх разоблачения. В этом случае он мог быть расстрелян. С конца 1918 г. по 1920 г. В. Белянин работал в Алтайском Народном университете, где он являлся лектором по орнитологии, хранителем фундаментальной библиотеки и лаборантом-зоологом в музее университета. [7. C. 4 ]  Увлеченно выполнял он любую работу в этом просветительском учреждении. Будущий писатель упорядочил библиотечный фонд, провел его учет и инвентаризацию. Как лаборант-зоолог он собирал и препарировал птиц, создавая коллекцию чучел. Бианки, вместе с энтузиастами А. А. Хребтовым и Г. Х. Иогансеном,  является создателем Алтайского общества любителей природы. На заседаниях общества обсуждались его отчеты о научных наблюдениях и статьи, опубликованные в местной газете «Алтай». [7. C. 4] На Алтае он начал писать в виде заметок о природе ставшую столь знаменитой впоследствии «Лесную газету». Одновременно с этим он работал инструктором-музееведом местного земства. Бианки-музееведа отличала скрупулезность и аккуратность в работе. В марте 1919 г. в «Докладе обществу любителей природы» он предложил организовать сельские музеи в 15 районах Бийского уезда при земских внешкольных пунктах.

Весной 1919 г. Бианки был мобилизован в колчаковскую армию «нижним» чином. Свое офицерское звание он, естественно, скрыл. Служил писарем в парке полевого артиллерийского дивизиона в Барнауле. По его словам, он помогал мобилизованным бежать из части, уничтожая их послужные списки. Летом 1919 г. часть была переброшена на фронт в Оренбургскую губернию, а его перевели из артиллерии в пехоту. Осенью 1919 г., когда Красная армия громила колчаковские войска, Бианки удалось дезертировать. Если бы его поймали, то отдали под трибунал. Он пересек Тургайскую степь, добрался до Омска,  и оттуда поездом вернулся в Бийск, где у него оставалась семья. Жить дома, будучи дезертиром, он не мог, и скрывался в деревне под Бийском.

С установлением в Бийске советской власти В. Бианки работал в отделе народного образования по музейной части. [7. C.5 ]  Затем в дополнение к этой должности был назначен заведующим музеем, а позднее утвержден еще и преподавателем школы имени III-го Коминтерна. Активно участвовал в работе Бийского общества любителей природы, читал лекции по орнитологии в Алтайском народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро. Все, чем занимался в те годы Бианки, было исполнено вдохновения.  Ученики школы в Бийске, где Виталий Валентинович работал преподавателем биологии, вспоминали, что он читал лекции с воодушевлением, прививая ученикам любовь к жизни и природе [7. C. 8 ] В это тяжелейшее время, несмотря на загруженность, он продолжал записывать наблюдения над жизнью обителей тайги, в которой он проводил целые сутки [7. C. 4 ]. Он записывал все, что видел и слышал, даже тогда, когда, казалось, что эти записи абсолютно бесполезны и будут лежать мертвым грузом. 

Но советские власти не могли простить Виталию Валентиновичу его членства в партии эсеров и антисоветской деятельности на Волге и в Сибири. В 1921 г., в Бийске его дважды арестовали органы ВЧК, и один раз он сидел три недели в тюрьме в качестве заложника вместе с 79 товарищами по несчастью. В сентябре 1922 г. он узнал, что ему грозит новый арест. Не желая больше испытывать судьбу, Бианки продал любимое ружье, добыв денег на дорогу, выправил командировку, и в конце сентября с женою и дочкой Леной, ни с кем не попрощавшись, выехал в Петроград, навсегда простившись с Бийском и забрав свою орнитологическую коллекцию. Вместе с ним уехал и брат. По  словам Бианки, уезжая в город на Неве, он и его семья «прыгали в пустоту, в неизвестность». «Мы едем в Петроград настоящими пролетариями, т.е. без гроша в кармане и безо всякого имущества», - писал Виталий Валентинович  [7. C. 31].

Вернувшись в конце 1922 г. в Петроград, он не смог устроиться на работу в Зоологический музей. Заведующий орнитологическим отделением музея, известный ученый орнитолог, П.П. Сушкин, не намерен был привлекать к работе молодого ученого. «Нам иметь с ним дело нет почти никакой возможности», - писал Виталий Валентинович брату в декабре 1922 г. [7. C. 35 ]

В это время Бианки знакомится с С.Я.  Маршаком, который привел молодого естественника в литературный кружок при одной из городских библиотек. Там собирались детские писатели - Чуковский, Житков и др. Этот кружок сыграл заметную роль в становлении детской литературы советского времени. Рассказы Виталия Бианки о жизни животных очаровали всех, и вскоре он понял, что все записки о виденном им в тайге, сделаны не напрасно. К этому времени у него накопились «целые тома записок». Он не стал заканчивать университет. «Борьба за существование здесь (в Петрограде – Л.М.) страшная, и мне, старику, обремененному семьей и годами, не до учебы», - отмечал он в конце 1922 г. [7. C. 36]

Виталия Валентиновича все больше тянуло к литературному творчеству. Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. Он сел за письменный стол и вскоре в детском литературном журнале «Воробей» был опубликован его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья». На следующий увидела свет его первая книжка о жизни животных «Чей нос лучше?», которая обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых книг для детей. Герои книги птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Литературный путь писателя начался со сказки, и любовь к этому фольклорному и литературному жанру писатель пронес через всю жизнь. [3. Т. 1. C. 8] Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. Увлекательные книги Бианки раскрывали перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки»,  «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения, принесшие писателю известность. Тогда же начинающий писатель начал публиковать фенологический календарь. 

Начало второй половины 20-х годов было для писателя удачным. Увидела свет знаменитая «Лесная газета на каждый год». [1. C. 3] Дальнейшая жизнь казалась ему верхом счастья и благополучия. Одна за другой выходили и шли нарасхват книжки. Росли слава, достаток. И в семье все было хорошо. Любимое дело, любимая и любящая жена, славные дети. Но, увы, в 20-30-е годы советская власть активно продолжала преследование писателя. В конце 1925 г. он вновь был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Уральск за участие в несуществующей подпольной организации к трем годам ссылки. В 1928 г. благодаря многочисленным ходатайствам, в т. ч. М. Горького, он получил разрешение перебраться в Новгород, а затем и в Ленинград. [7. C. 40]

Ему, общительному и компанейскому человеку, трудно было рвать отношения со старыми товарищами, оказавшимися, как и он, на подозрении у органов ОГПУ-НКВД. Но он вынужден был это делать. В ноябре 1932 г. последовал новый арест, который, к счастью оказался краткосрочным. Через три с половиной недели Виталий Валентинович был освобожден «за отсутствием улик». После убийства Кирова в марте 1935 г., во время чистки Ленинграда  «от социально опасного элемента», писатель был снова арестован. Ему инкриминировалось то, что он «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооруженного восстания против советской власти». Вся семья Бианки была выслана на пять лет в Актюбинскую область. Но благодаря деятельному заступничеству жены Горького Екатерины Павловны Пешковой этот приговор был отменен.  Всего за 14 лет писатель пережил шесть арестов.

За эти годы Виталий Валентинович Бианки и члены его семьи  перенесли много тяжких обид. Но в нем оказалась огромная сила духа, и, несмотря на все пережитое, он сохранил в душе ясный свет и душевную доброту. Читая книги Бианки, нигде не встретишь намека на горечь, страх и отчаяние. В ссылках и перерывах между ссылками он продолжал писать. В 1932 г. впервые был издан большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого помещались, как написанные ранее, так и новые лесные истории. Он дорабатывался до самой смерти писателя, став классическим образцом научно-художественного произведения для детей. Два года Виталий Валентинович прожил в Уральске. Там им было написано много больших повестей и рассказов, ставших впоследствии очень популярными. В местах ссылок он продолжал изучать природу, лесную флору и фауну. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Величайшим праздником для него всегда был переезд на дачу. Сначала семья продолжала ездить в Лебяжье. Но потом это стало невозможно, и с 1928 г. любимым местом семейного отдыха Бианки стала новгородская земля. «Край прекрасный, дивный край», - писал он дочери о Новгородчине. Писатель выбирал места глухие, поближе к дикому лесу, и вез туда большую семью со всем имуществом. Везли продукты, вещи и очень много книг.

В 1941 г. Бианки вернулся в Ленинград. После начала Великой Отечественной войны из-за болезни сердца он не был призван в армию и в 1942 г. его семья была эвакуирована в Молотовскую (ныне – Пермская) область. Долгое время жил в г. Оса. Жизнь в эвакуации была тяжелой и голодной. Значительную часть времени писатель вынужден был тратить на «заботы о поддержании… своего и семьи физического существования» [5. C.26] Но, несмотря на трудные бытовые условия, Виталий Валентинович продолжал напряженно заниматься литературным творчеством, «Вот мне надо работать, - писал он летом 1943 г. очень много работать: четыре книги для Детгиза, две передачи в месяц для московского радио, очерки для ТАСС» [5.C. 29].  Кроме писательства, он выступал в школах и музеях с лекциями о природе. Являлся общественным охотинспектором, много времени уделял наблюдениям за местной флорой и фауной [5. C. 43.]    По окончанию войны возвратился в родной город.

В послевоенные годы он готовил новые произведения, перерабатывал ранее написанные. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Немало сказок и рассказов Виталия Валентиновича стало классическими произведениями детской литературы. Самой знаменитой книгой Бианки о мире животных стала его добрая и гуманная «Лесная газета на каждый день». Это была первая подобная книга в мировой литературе. Она до сих пор остается непревзойденной как по оригинальности формы, так и по насыщенности содержания. Многократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она превратилась в энциклопедию жизни леса Центральной России. Это поэтический гимн природе, книга-календарь, уникальная книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе. Вся возможная информация о жизни животных и птиц, все самое доброе, но скрытое от человеческих глаз, и все, что происходило изо дня в день в мире животных, описано на страницах «Лесной газеты». Большой успех на литературном поприще принесла Бианки радиопередача «Вести из леса». Полюбившаяся слушателям передача выходила много лет. [3. Т. 1. C. 11] Последнюю книгу «Опознаватель птиц на воле» писатель завершить не успел. Его книги иллюстрировали талантливые художники В.И. Курдов и Е.И. Чарушин, что делало их более привлекательными для детей.  

Бианки сыграл большую роль в судьбе детского писателя С. Сахарнова. Учениками и последователями Бианки являются  детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков и др.

Признанный писатель стремился как можно больше времени бывать на природе. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, он жил за городом. Он продолжал путешествовать, вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Так накапливался материал для будущих книг. При его жизни вышло около 40 сборников его произведений. Но многолетние преследования губительно отразились на его здоровье. В последние годы жизни Бианки тяжело болел. В результате нескольких инфарктов и инсультов у него были полностью  парализованы ноги и частично руки. Однако до конца его дней у него собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе [3. Т. 1. с. 15]. В память о своем любимом писателе  А. Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».  К его большой радости внук первым из семьи получил специальное образование – окончил биологический факультет Ленинградского университета и много лет работал в Кандалакшском заповеднике. Виталий Валентинович Бианки умер 10 июня 1959 г.  в возрасте шестидесяти пяти лет [4. Т. 3. с. 448]. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Творчество Бианки известно и любимо читателями. За 35 лет своей творческой деятельности он написал более 300 рассказов, сказок, повестей и статей. Издано более сотни его книг общим тиражом более 40 млн. экземпляров. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за границей [3. Т. 1. с. 15-16.].  Сказки и рассказы Виталия Валентиновича – это своеобразный самоучитель любви к природе. Он - мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий.  Язык его книг - легкий и красочный с рифмованными определениями в сказочном духе обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому выносит каждый, кто знакомится с его произведениями. Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность народного фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей. Орнитолог по признанию, исследователь, путешественник, деятельный и трудолюбивый человек, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей [3  Т. 1. C. 15-16.]. Не забыта и естественно-научная деятельность Бианки. Краеведческий музей в настоящее время Бийске носит его имя.

К сожалению, Волга сыграла роковую роль в жизни Бианки. Участие в работе агитационно-пропагандистского аппарата Комуча наложило отпечаток на всю последующую жизнь Виталия Валентиновича. Ни колчаковские, ни советские власти простить это ему не могли. Преследования властей сильно подорвали здоровье писателя и сократили его жизнь. Но тяготы жизни не отражались на творчестве Бианки. Он художник «того редкого типа писателей, которые рождаются детскими писателями  [8 С. 8]. В своих рассказах он писал о гармонии природы, о прекрасном, о светлом, какой, по его мнению, должна быть жизнь человека и состояние его души.

 

Источники и литература:

 

1.Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Светотон, 2002. – 544 с. 

2.Бианки В.В. «Надо работать, очень много работать»: Из осинской тетради. Оса: Росстани-на-Каме, 1999. – 31 с.

3.Бианки В.В. /Собр. соч./ Т. 1-3. М.: Геликон, 1992.  

4.Большая российская энциклопедия. Т. 3.

5.Виталий Бианки в Прикамье. Оса. «Росстани», 1993. – 95 с.

6.ГА РФ. Ф. 671 – Агитационный культурно-просветительный отдел Комитета членов Учредительного собрания.

7.«Мудрец с душой ребенка». Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.В. Бианки. – Бийск: НИЦ БПГУ им. Шукшина, 2004. – 96 с.

8.Творчество В.В. Бианки в филологической и методической парадигмах.  Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. – 142 с.

 

 

 

                                                              

Хостинг от uCoz