СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
XVII ВЕКА: ИНОК КАПИТОН
Бородкин А. В.
Российский государственный гуманитарный университет
филиал в г. Ярославле
«Осмысление духовной жизни исторической личности начинается с проникновения в его внутренний мир, выявления черт его самосознания» [17]. Капитон: (Троицкий, Даниловский, Костромской, Колясниковский, Вологодский, Вязниковский). Известен как «дивный старец», чернец и веригоносец. Монах (инок), (священноинок), игумен (строитель), один из вождей оппозиционного, общественно-религиозного движения в Верхнем Поволжье. Мирское имя не известно. Место рождения не известно, предположительно окрестности села Даниловского «сей убо чернец постригся негде близ дома своего, яко бяше убог сый и неимяше чим в мире питатися, отшед вдале от села Даниловского» (Игнатий) или окрестности «Корнильева Комельского монастыря (Корнилий). Социальное положение не известно, возможно «поселянин» (Корнилий), по другой версии – крестьянин «мужик темен» (Игнатий). Сведений об образовании нет, что позволило Игнатию утверждать его не грамотность. После ареста Капитона надсмотрщикам было предписано «не пускать к нему мирских людей», но не было упомянуто «чернил и бумаг не давать», что могло бы свидетельствовать о его образовании. В то же время до конфликта с руководством Русской православной церкви был настоятелем монастыря, вел поземельные и межевые дела, «свозил выписи» и его компетенции властью не оспаривались.
Постриг мог принять в «Корнилиев монастырь Комельского тамо ... инок будешь» (Корнилий), однако достоверных сведений на этот счет не сохранилось.
После пострига в 20 гг. XVII века основал собственную пустынь «в дальних и темных ветлужских лесах» (Корнилий), по другой версии общепринятая хронология по персонажу нарушена, Капитон родился на 50 лет ранее и основал Ветлужскую пустынь в конце XVI века (В.С. Шульгин). Авторы Русской православной церкви не подтверждают сведений о постройке Ветлужской пустыни. «Сей убо чернец постригся негде близ дома своего, яко бяше убог сый и неимяше чим в мире питатися, отшед вдале от села Даниловского, в место, нарицаемое Колесниково, и тамо начал жити по образцу пустынножителей» (Игнатий, А. Журавлев).
В
В 1634 году Капитон получает от царя Михаила Федоровича грамоту с разрешением основать Троицкую обитель в Костромском уезде. В том же 1634 году Капитон получает в Приказе Большого Дворца выпись из отводных и межевых книг на право владения землей и приступает к хозяйственному обустройству обители (А. А. Титов). За время пребывания в Троицком монастыре Капитон проявил себя как прекрасный руководитель. Под его руководством были построены: 1).каменная церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Вознесения Господня и в честь Иоанна Белоградского; 2).каменная церковная колокольня над трапезной палатой монастыря, 3).восемь братских келий, 4).пекарня, 5).два амбара, 6). конюшенный двор с двумя избами и двумя колодцами и т.д. Капитон открывает две пустыни (мужскую) рядом с Троицкой и женскую около деревни Морозовой. «Капитон ... взял от земли от твоих государевых крестьян пахотных с той деревни Морозова у Ивана Трофимова сына с соседьми и пашенная земли десятину, и на той десятине тот старец Капитон построил старцам кельи и тут их посажал, а Троицкие земли пустыни Колесникова за ту десятину отдал тот старец Капитон Морозовским крестьянам Ивану Трофимову с соседьми при той земле в четверо, и те твои Государевы крестьяне Иван Трофимов с соседьми твою землею пустыни Колесниково владеют без твоего государеву указу». Таким образом, причины конфликта Капитона с руководством могли иметь существенную экономическую подоплеку (В.С. Румянцева).
В
Особым пунктом является запрещение «пускать к нему сторонних людей» и «не давать беседовать с мирскими людьми».
С 1639 года Капитон был взят под стражу и содержался в Ярославском Спасском монастыре, а затем сослан в Тобольск (А. А. Преображенский). Ряд исследователей полагают, что Капитон не был арестован (Макарий, В. С. Шульгин).
В 40 гг. XVII века находился при Архиерейском доме в Тобольске (А. А. Преображенский).
В 50 гг. XVII века новые капитоновы кельи появляются в Костромском уезде. Грамотой царя Алексея Михайловича от 1651 года Костромскому воеводе Ю. М. Аксакову и подъячему Родиону Борзову указывалось: «взять на реке Шаче Костромского уезда ... в келиях старца Капитона, старцев и мирских людей, робят, которые в тех келиях живут, и быть им до нашего указа у вас в Ипатьевском и Богоявленском монастырях ... никуда не пущать, да держать их крепко, чтоб не ушли» (И. Миловидов). Из разгромленных Шацких келий Капитон переходит в Шуйский уезд. Здесь он находится до середины 50-х годов XVII века в пустынях около села Калбацкого. После разгрома келий в Калбацком Капитон появляется под Вязниками. «Град убо Ярополч, имея посад или жилище Вязники во Владимирской области ... идеже и во оно время никонова смущения ... от градов и монастырей бегающи иноцы и мирские в пустынях крыяхуся ... тамо предивный отец Капитон живяще ... тому мнози ученицы бяху чудного жития его подражатели» (с. Денисов). Ефросин намеренно не упоминает Капитона среди Вязниковских пустынников, стремясь отгородить Капитона от его учеников. Симеон Денисов, напротив, связывает Капитона исключительно с Вязниками. А. И. Клибанов считает, что Капитон переселяется сюда с 30 гг. XVII века.
Сведения о кончине Капитона весьма противоречивы. Симеон Денисов свидетельствует о его мирной кончине, ряд старообрядческих синодиков ХVII-ХVIII веков прямо упоминают Капитона в числе «Вязниковских убиенных пустынников». Ряд ранних синодиков (конец ХVII века) именуют Капитона священноиноком и схимником, старообрядческие синодики начала-середины ХVIII века опускают упоминание о священстве Капитона. Синодики и поминальные статьи середины-конца ХVIII века не называют Капитона схимонахом, а синодики начала ХIХ века (в том числе все их модификации) даже отодвигают упоминание об иноке Капитоне, Вязниковском мученике на последнее место в общем перечислении погибших. В сводном старообрядческом синодике Капитон тоже упоминается в «Вязниковском списке» (А. И. Пыпин). Версию о гибели Капитона поддерживает В. С. Румянцева. Однако она высказывала предположение о том, что ко времени проведения сыскных мероприятий в Вязниках Капитон был уже мертв и, следовательно, в число Вязниковских страдальцев внесен намеренно позднее. Результаты правительственных сысков 1665-1666 годов несколько проясняют судьбу Капитона. «А старец де Капитон ... холоп твой, имал в прошлом 170-м году из лесу пустынников и кельи жег за Клязьмою, а Капитон де под теми келиями». Сведения эти подтверждаются показаниями чернеца Варнавы, взятого в конце декабря 1665 года стрельцами на озере Юхра «а про Капитона де старца, он слыхал, что в тех пустынях он жил и прикован к цепи и умер давно. А сам Варнава его Капитона не видел».
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Барсов Е. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. М., 1890.
2. Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912.
3. Бычков А.Ф. Заметка о хронографе Ярославского священника Ф.Петрова. М., 1890.
4. Денисов С. Виноград Российский или описание пострадавших в России за древлецерковное
благочестие. М., 1906.
5. Донос Герасима // Ярославские губернские ведомости. 1890., №12.
6. Димитрий. Розыск о раскольнической Брынской вере. М., 1762.
7. Житие инока Корнилия // Максимов С. В. Рассказы по истории старообрядчества.
СПб.,1861.
7. Журавлёв А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых
раскольниках, собранное из потаённых старообрядческих преданий, записок, писем, церкви
Сошествия Св. духа священником. М., 1890.
8. Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М., 1995.
9. Игнатий. Три послания против Сибирских раскольников. / Православный собеседник.
Казань,1855.
10.Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.,1965.
11.Лопарёв Х. Отразительное писание о новоизобретённом пути самоубийственнвх смертей.
СПб., 1895.
12.Макарий епископ. История русского раскола известного под именем Старообрядчество.
СПб., 1994.
13.Миловидов И. В. Содержание рукописей хранящихся в Ипатьевском монастыре в
Костроме. Кострома,1877.
14.Пыпин А. Н.Сводный старообрядческий синодик. СПб.1883.
15.Преображенский А. А. Неизвестный автограф Сибирского летописца Саввы Есипова. //
Советские Архивы. 1983, №2.
16.Румянцева В.С. Народные антицерковные движения в России XVII в. М., 1986.
17.Сараева Е.Л., Волкова Т.И. Формирование умений и навыков использования
типизирующего и индивидуализирующего методов интерпретации источников. //Великий
Волжский путь: человек, пространство, время, документ. Ярославль, 2008. С. 8-12.
18. Титов А. А. Калясниковский синодик. М., 1895.
19. Шульгин В. С. «Капитоновщина» и её место в русском расколе XVII в. //История СССР.
1969. №4.