Камни с желобами,

еще один тип культовых камней

(Краткий обзор, сходства и отличия, аналоги и перспективы изучения)

 

© Мизин В. (фото автора)

Действительный член РГО, г. Санкт-Петербург

 

 

 

«…это углубление было протерто цепью,

в которую была впряжена чертова бабка.

 Однажды черт поссорился с ней…

он обмотал валун лежащий неподалеку

 толстой цепью и заставил свою бабку

 тащить груз через болото…»

(из легенд о камнях с желобами в северной Германии)

 

 

ОБЗОР:

 

     Среди культовых валунов, распространенных на Северо-западе России, можно выделить особняком одну категорию объектов, которая является наименее изученной. Данная категория артефактов практически не изучена, и эта небольшая заметка является одной из первых попыток систематического подхода к изучению данных объектов на территории северо-западного региона России. На настоящий момент камней с желобами здесь известно несколько:

 

a)      2 камня в верховьях реки Луги (С.Алексашин, Новгородская область)

б)      2 камня на реке Оредеж (А.Лаврентьев, Ленинградская область)

в)      1 камень в среднем течении реки Луга (Ленинградская область)

г)      1 камень на Стороженском мысу, Ладожское озеро (Ленинградская область)

 

Предположительно еще один подобный камень расположен в святилище на озере Воловжа [1]

 

Для всех перечисленных камней характерно наличие на верхней поверхности камня вырубленного желоба, идущего от края до края, либо от вершины камня по одной из граней. Глубина и размеры желобов варьируются. До настоящего времени никаких обзорных исследований этих объектов не проводилось, в первую очередь по причине отсутствия сведений о них в исторических источниках. Но, рассмотрев указанные выше камни, можно сделать некоторые предварительные выводы. 

 

    Одним из базовых вопросов в исследовании валунов с выбитыми желобами является вопрос о функциональном назначении желобов. Для чего люди выбивали на камнях желоба? Есть ли связь между камнями с желобами и камнями с выбитыми в линию пазами? Поскольку в процессе исследования пришлось столкнуться с обеими категориями объектов, необходимо внести некоторую ясность. Валуны с пазами известны:

1.         один камень у деревни Горки (Ленинградская область) [2]

2.         один камень на реке Хревица (Ленинградская область) [3]

3.         два камня с пазами известны возле Пушкинских гор (Псковская область) [4]

4.         один камень у бывшей деревни Киискинкюля (остров Гогланд, Ленинградская область) [5]

Действительно, валуны с желобами и пазами внешне весьма похожи и на первый взгляд могут казаться объектами одного ряда. Но между ними есть несколько принципиальных отличий. В ходе сбора информации о валунах с пазами было выявлено несколько нюансов, позволяющих рассматривать наличие пазов как следы средневековой и более поздней камнедобычи. Метод раскалывания валунов посредством выбивания пазов был довольно широко распространен и достаточно эффективен. Если пазы на камне у Пушкинских гор вполне можно отнести ко времени строительства Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря, основанного в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного, пазы на камне с острова Гогланд - ко времени существования поселка Киискинкюля, то камень с пазами у реки Хревица, скорее всего уже к началу 20 века, времени строительства бумажной фабрики, руины которой сохранились и сейчас.

    Таким образом, можно констатировать, что столь внешне схожие следы на валунах имеют разное происхождение и несут различную смысловую нагрузку. Рассмотрев вкратце камни с пазами, можно более подробно обратиться и к камням с желобами, основному предмету данной статьи.

    

     В первую очередь, искусственное происхождение желобов не подлежит сомнению: на одном из таких камней с желобом в Верхнем Полужье С.Алексашину [6] удалось зафиксировать остатки застрявшего железного инструмента (фото 1). Рассмотрев подробней этот камень, можно сказать, что работы по вырубке желоба на нем не были доведены до конца – одна часть камня откололась и был поврежден инструмент. Эти признаки позволяют сделать вывод о том, что здесь целью работы был именно желоб, а не раскалывание камня на части, ибо в противном случае треснувший валун был бы использован, а не брошен. Рядом с этим камнем расположен второй камень с вырубленным желобом, таким образом можно предположить, что древние мастера, бросив неподатливый камень, вырубили желоб на соседнем. Отсюда следует вывод о пространственной привязке объекта, данный камень обязательно должен был быть расположен именно в этом месте. На обоих камнях желоба вырубались на верхней грани с учетом накопления дождевой воды в верхней части и стока воды по желобу вниз. На «готовом» камне для удобства использования стекавшей воды была подрублена одна из боковых граней камня (фото 2). Относительно внешнего вида желобов, можно отметить, что на «законченном» камне он неглубокий, весьма искусно вырублен и идет от вершины к краю, на треснувшем камне желоб более глубокий и пересекает плоскость валуна от края до края. Необходимо отметить, что традиция использования желобов на камнях, также как и во многих других случаях касающихся культовых камней, видимо происходит от природных прообразов. На примере Ленинградской области к таким возможным прообразам можно отнести «Мамин камень» (фото 3) в Гатчинском районе недалеко от реки Оредеж, расположенный на склоне берега небольшого ручья [7].

     Камни на реке Оредеж во многом аналогичны камням обнаруженным в Верхнем Полужье. Валуны, о которых пойдет речь, были открыты А.Лаврентьевым в 2003 году [8]. В марте 2008 года была осуществлена небольшая экспедиция  к месту находки, в результате которой камни и окружающая местность были детально обследованы, зафиксированы на фото и видео, произведены замеры валунов, их ориентация относительно элементов окружающего ландшафта, составлены схемы.

     Комплекс состоит из двух камней с желобами и представляет собой небольшой холм на пересечении двух известных в раннее средневековье торговых путей. На вершине холма расположен валун размерами 3.5х3.2х2.2м. Это крупнейший валун в окрестности. На верхней поверхности валуна имеется два выбитых желоба длиной до 2.5м и глубиной до 17см(фото 4). В центре большого желоба имеется углубление круглой формы диаметром 4см и глубиной ~10см. Внешний вид углубления резко контрастирует со стилем выработки желоба. Скорее всего, углубление не имеет отношения к желобу и является попыткой расколоть камень в более позднее время. Можно предположить, что этот крупнейший в округе валун, весом под 40тонн, в недавние времена кто-то решил использовать для строительных нужд, вероятно заросший желоб был принят за трещину, и в самом центре было произведено сверление с целью раскола камня. По какой-то причине разрушение камня не было доведено до конца. Но и этим не исчерпываются особенности камня. Валун огромного веса стоит на песке, при этом не погружается в него. В округе нет камней такого размера на поверхности, все окрестные камни гораздо меньших размеров. Под камень ведет лаз. Это второй случай фиксации проходов/пустот под культовыми камнями (первым можно назвать подводный лаз под Даниловым камнем, крупнейшим валуном ижорского берега(2006)). Лаз был завален мусором, после того как мусор был убран, стало видно, что огромный валун снизу опирается на камни. Возможно, под ним и рядом существует каменная выкладка, подобная вымостке у Камня Пятницы в Лужском районе у озера Врево. Само происхождение лаза непонятно. Можно заподозрить в нем лисью нору, но район здесь довольно обжитой людьми, лисы не селятся под камнями и их норы имеют несколько выходов. Возможно, лаз имеет естественное происхождение и был просто промыт водой. Возможен и такой вариант: местные предания упоминали стандартную быличку "о кладе, зарытом под большим камнем на холме". Может быть, кто-то решил проверить, благо копать песок не сложно. Лаз существовал уже в 2003 году и при дополнительной расчистке показал наличие полости под камнем.

     При трактовке камня, два пересекающихся на нем желоба, возможно, имеют отношение к его расположению на стыке двух торговых путей. Дождевая вода, стекая по желобу, образовала на одной из граней камня мшистый нарост. Неподалеку от "главного" валуна расположен еще один камень с желобом (фото 5). Этот валун имеет меньшие размеры, но его желоб имеет продолжение на боковой грани и снизу упирается в выступ. Вода, стекая по желобу, растекается по этому выступу.

     Расстояние между камнями на Луге и Оредеже невелико, из чего следует большая вероятность общей традиции связанной с этими камнями. Этот же вывод подкрепляется еще одним подобным объектом, зафиксированным автором в ходе разведки весной 2008 года в среднем течении реки Луга. По центру части верхней поверхности валуна высечен желоб, пересекающий две грани камня и не имеющий стока (фото 6, фото 7, крупный план). На этом же камне имеются следы еще одного разрушенного желоба. Таким образом, 5 известных камней с желобами имеют географическую привязку к реке Луге, по которой проходил известный в древности торговый путь из Балтийского моря в Новгородские земли.

    Последний, из исследованных автором камней с желобами расположен несколько особняком и имеет некоторое существенное отличие от выше перечисленных. Камень с желобом, расположенный на Стороженском мысу [9], что вдается в Ладожское озеро в юго-восточной его части, единственный из рассматриваемых валунов имеющий зафиксированные следы культа. Местные жители называют его «белый камень» (фото 8). Кроме желоба на нем выбито 4 углубления, известные как следки св. Николая Угодника, и углубление, «в которое ставили свечку». В известных местным жителям преданиях желоб никак не упоминается, степень его разрушения гораздо сильнее (фото 9), чем на прочих изображениях на камне. В данном случае сложно сделать какие-либо выводы, но можно предположить, что желоб был выбит гораздо раньше следков и углубления под свечу.

    

Рассмотрев указанные камни можно вывести некоторые общие признаки:

 

1.         желоба создавались в верхней части камней с учетом возможности стока воды по ним

2.         условия стока воды подразумевают её сбор для дальнейшего использования.

3.         в горизонтальной проекции все желоба выбивались прямыми линиями.

4.         данный тип культовых камней также имеет природные прообразы с зафиксированными признаками культа

5.         расположение камней тяготеет к древним водным торговым путям (р.Луга, Ладожское оз.)

 

 

ФУНКЦИИ:

 

     Валуны с вырубленными желобами имеют определенное функциональное сходство с другими типами культовых камней распространенных в северо-западном регионе: с следовиками и чашечниками. В обоих этих случаях фиксируется ритуальное использование воды скапливающейся в углублениях в камнях. Но здесь есть и принципиальное отличие, желоба вырубались именно для сбора стекающей воды, тогда как в камнях следовиках и чашечниках использовалась вода, скапливающаяся в выемках. Из этого можно предположить, что обряды, связанные с использованием воды с камней с желобами проводились во время дождя, либо вода (иные жидкости?) приносилась с собой.

В отличие от камней следовиков, имеющих богатый мифологический ареол, камни с желобами практически нигде не упоминаются. Эти объекты не получили православной трактовки. Из этого можно предположить, что культ этих камней очень древний, возможно древнее следовиков, либо эти объекты создавались в позднее средневековье, уже в период борьбы с языческими пережитками. Возможно, именно по этой причине два из шести рассматриваемых объекта можно назвать незаконченными. Сохранились ли какие-либо намеки на культ, связанный с камнями, имеющими желоба? Прямых свидетельств зафиксировано не было, но некоторые косвенные факты есть. Так, например, в том же Лужском районе Ленинградской области, на реке Оредеж у д.Щупоголово есть почитаемый крест из известняка, имеющий в верхней части подобие желобка. В желобок паломники оставляют монеты, сам крест считается чудотворным и лечебным.

      «Богомольцы приходят к почитаемому кресту, в разные не только праздничные дни. Кладут на него монеты, оставляют рядом с крестом тканые изделия или части одежды, трутся о крест больными частями тела. Смывают крест и умываются смытой водой… Вешают там платочки. Головка болит – так платочек вешают. Вот я раз зимой тоже пришла, а одна женщина с другой деревни пришла – у ей тоже плечи болели. Вот она пальто сняла, а сама вот так об него терлась. И теперь вот прошло, говорит… Тряпочки… Потереть руку и приложить. Монетки кладут Смывают. От глазу… Ребенок другой раз плачет, не спит. Иди смой крест, мамаша. Иди смой. Батюшка сразу пойдет смоет. Держит от таз и смывает. И взрослому так же.» [10]

     В описании этого обряда четко читается использование именно проточной воды, стекающей по сакральному объекту, что с одной стороны контрастирует с традицией использования воды из чаш и следков, с другой стороны соответствует возможному использованию валунов с желобами. Конечно, всего на одном примере, пусть внешне схожем и расположенном в том же регионе, нельзя делать гарантированного вывода о тождественности культа, но тем не менее факты сходства имеют место быть и вряд ли это случайность.

     В случае с камнем с желобом, в котором остались куски инструмента, которым вырубался желоб, С.Алексашиным были найдены фрагменты пирамидальных железных вставок. Вероятно, желоба выбивались именно такими пирамидальными железными лезвиями, которые вставлялись в некий инструмент. Пирамидальная форма, необычная для современных режущих инструментов, видимо была нужна для придания дополнительной прочности при ударе, и при этом компенсировала недостаточную жесткость железа. Пирамидки имеют смещенный центр, что позволяло работать ими подобно современным зубилом или стамеской. Это первый случай, когда были обнаружены инструменты, которыми выбивались культовые элементы на валунах.

 

ПАРАЛЛЕЛИ:

 

    Проводя параллели с другими регионами, ближайшими аналогами можно назвать камни с чашами и стоками, рассмотренными А.Платовым в статье «Новые данные по мегалитам Русской равнины». В Новгородской области в функциональном плане схожим объектом является Ишутинский следовик, имеющий сильно вытянутый след. Если говорить о полных аналогах, а не отдаленно похожих удлиненных следовиках и чашах со стоками, то они есть в северной Германии. Эти территории издревле были заселены славянами и именовались Вендланд. Два таких священных камня, имеющих имена собственные – Der Riesenstein и Der Opferstein, известны на острове Рюген, один валун с желобом был разрушен после войны, при строительстве дороги – камень Der Noasbacken-Steen. Еще два камня с желобами в средние века были вмурованы в стены церквей, это Der Opferstein (д. Грос  Бюнцов) и Der Opferschale (д.Альт Ябель, 13век). [11]

    Еще один подобный объект в настоящий момент находится в Минском музее камней (Белоруссия,[12]). Здесь, на плоском валуне, также имеется желоб идущий по верхней плоскости и спускающейся до середины боковой грани. Желоб делит пополам верхнюю плоскость камня и размерами аналогичен обнаруженным на реке Луге.

 

    Исследуя внешнее сходство этих камней, географическое расположение и наличие сохранившихся легенд в предположительно основном регионе распространения валунов с желобами, можно предварительно предположить, что культ камней с желобами мог быть занесен на территорию нынешней Ленинградской области пришедшими из южной Прибалтики славянскими племенами, известными в истории как венеды. Косвенно это предположение подтверждается, тем, что финны восточно-балтийского региона именовали славян именно как «вене», что вероятней всего происходит от древнего «венеды»

 

ПЕРСПЕКТИВЫ:

 

     Какие перспективы ожидают исследователей в области изучения загадочных артефактов, камней с желобами? Здесь можно выделить несколько направлений, на которые следует обратить внимание:

 

1.         Выявление новых камней имеющих вырубленные желоба, выявление фольклора, связанного с ними.

2.         Фиксация валунов в привязке к ландшафту, подробная характеристика окружающего рельефа.

3.         Ориентация желобов и линий пазов по сторонам света и окружающему ландшафту.

4.         Выявление аналогов в ближних и дальних регионах.

5.         Установление возможной связи с ближайшими археологическими памятниками

 

     Несомненно, что в настоящее время мы находимся в самом начале исследования камней с желобами, из чего следует, что наиболее интересные открытия в этой области ожидают нас в будущем.

 

 

Источники и литература

1.         Короткевич Б.С. Культовый памятник на озере Воловжа в Псковской области. // Материалы и исследования по археологии Евразии. — Археологическая  Сессия Государственного Эрмитажа. 1999. Вып. 34. С.:172–186.

2.         архив А.Курбатова. сообщение А.Ильин, 1991

3.         архив автора, сообщение Т.Хмельник 2005

4.         архив автора, сообщение В.Агафоненок, 2008

5.         разведки автора, 2008

6.         архив автора, сообщение С.Алексашин, 2004

7.         архив автора, сообщение Д.Рябов, 2007

8.         архив автора, сообщение А.Лаврентьев, 2006

9.         архив автора, сообщение А.Епатко, 2005

10.     архив А.Курбатова

11.     Иванова-Бучатская Ю.В., «Символы северной Германии. Славяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера»,  СПБ, Наука 2006

12.      http://minsk-old-new.com/minsk-2740.htm

 

Хостинг от uCoz