Великий Волжский путь глазами художника

                                           

                                      Бутусова Н.Н.

Союз художников России (г.Ярославль)

 

В 1997 году в музее-усадьбе Н.А.Некрасова «Карабиха» нами был обнаружен необычный камень: валун пирамидальной формы, на нём выпуклый косой крест. Как оказалось, камень вместе с другими валунами был  вынут из земли у фундамента Большого дома усадьбы. Там, на глубине 1,5 метра находится таинственный каменный вал, сложенный всухую.

Эта находка вызвала интерес, захотелось нарисовать картину с этим камнем. Но что это? Никто не мог дать ответа. Некоторыми историками было высказано предположение, что этот  крест – знак солнца. Я стала искать в книгах, в краеведческих музеях, и нигде не было ответа. В ходе поисков попались книги И.В.Дубова; он писал о наших местах: курганный могильник и поселение   Тимерево находятся в 2-х километрах от места находки камня. После знакомства с книгой  И.В.Дубова «Великий Волжский путь» захотелось объехать весь этот путь и запечатлеть его. Ведь река Которосль, что видна с нашей Карабихской горы - тоже часть Волжского пути. Налево поплывёшь, в Ростов Великий попадёшь, направо – в Ярославль, а оттуда уже все пути открыты, и на север, и на юг, и по многочисленным притокам в разные края. И с течением времени мне удалось пройти по Волге и до Астрахани, и на север, через Белое, Онежское и Ладожские озёра, Галичское  и Чухломское озера посетить, на берегах Камы побывать. ломского  озера побывать Онежское и Ладожские озёра, и на берегах Галичского и ении художника..

Представляю читателю  три эпизода, три картины Великого Волжского пути  в изображении художника.

 

        Картина первая – «Красная горка».

 

 

Бутусова Н.Н.      Красная горка. 2005 г., х., темпера, 40х60

 

Эта картина о  родном крае, о неразгаданной тайне Карабихской горы. В старину гора назывался Красной. [2, С. 183]

 

Камень с косым крестом (тот самый, с которого всё и началось) стоит на картине так, как мы впервые увидели его. Он находится на земле, в окружении других валунов. Скорее всего, всё было не так, но пока это единственное реалистическое решение картины.

Из авторского описания картины: «Лежит на Красной горе Камень. На том камне крест высечен. Одна сторона на запад, другая – на восток. Вокруг Камня кругами разноцветные камни лежат. Дуб старый на горе растёт. Давно камень лежит, столетия дуб растёт. При дедах было – собирались тут старцы, богам дары приносили. Старое место, намоленное. Внуки придут, церковь на старом месте срубят. Плывут ладьи по Которости,  везут купцы товары из Ростова на Бело-озеро».

Описание камня.  Камень представляет собой гранитный валун, может быть, гранито-гнейс. Высота его полметра, нижняя часть – плоское основание шириной 35 см и длиной 60 см, далее камень поднимается вверх пирамидальной формой, причём лицевая сторона как бы скошена и являет собой плоскость, наклонную от зрителя назад, наклон от вертикали составляет около 30 градусов. На лицевой стороне камня изображение выпуклого косого креста. Ширина ленты креста 3 см,  изображение выступает над поверхностью камня на 2 см. Одна из линий креста двойная, рядом с основной линией параллельно проходит тонкая прожилка. Поверхность креста гладкая, розоватого оттенка, и есть ощущение, что это  «гранитная корка». Поверхность всего остального камня ноздристая, в бугорках и ямках, не гладкая. Угол между перекладинами креста составляет 70 градусов по бокам и 110 градусов сверху и снизу.

Если внимательно присмотреться к камню, то мы увидим, что перекладины креста на границе лицевой стороны загибаются, создавая как бы вращательное движение креста по кругу. Самый явственный отросток виден на левой нижней части креста, этот отросток отходит от перекладины креста под углом 70 градусов.

Возникают вопросы: случайный ли это природный узор, или крест был выбит на камне преднамеренно и камень являлся объектом какого-нибудь культа? Большинство людей, видавших камень, говорят, что это природные полосы. Действительно, если бы камень был найден в чистом поле, другого объяснения нельзя было бы найти. Но камень найден в таком месте, что возникает мысль о том, что здесь он не случайно.

Место находки камня – Ярославская область, деревня Карабиха, музей – усадьба Н.А. Некрасова. Место древнее. Ещё первый директор музея А.Ф.Тарасов писал о находящемся в земле фундаменте из огромных валунов, который, как он считал, являются остатками крепостной стены [7, С.26]. Сама усадьба была построена в конце 18 –  начале 19 века.  А совсем рядом с усадьбой, в нескольких метрах на восток, ещё в 1684 году была построена каменная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. Храмозданную грамоту на строительство  новой церкви в селе Богородском, что на Карабитовой горе, подписал 11 сентября 1683 года митрополит Ростовский Иона Сысоевич.  «.. В селе Богородском старую деревянную церковь велел разобрать… и на том старом церковном месте, подався немного на восток, велел рвы копать и сваи бить и бут бутить…»   [6, С. 261]

Из этого документа следует, что деревянная церковь стояла до 17 века на нынешней территории усадьбы. Может быть, каменный полукруглый фундамент, похожий на апсиду, что находится под Западным флигелем усадьбы, является фундаментом старой церкви?

В грамоте 17 века это место названо «старым церковным». Общеизвестный факт, что не только в России, но и в других странах  христианские церкви строились на месте языческих святилищ. У Б.А.Рыбакова  есть описания священных гор с языческими сооружениями, там присутствуют  камни с косыми крестами, есть другие скульптуры из камня, например, изображение медведицы. [5, С.290] А у нас? Крутой холм, окружённый оврагами с многочисленными ключами, камень с крестом – но это не всё. Стоит внимательно посмотреть на другие камни, вынутые из вала при земельных работах. Вот лежит плоский  камень, как будто специально обработанный  под прямоугольную форму, как подставка для чего-то. А рядом с ним совсем чудной камень – похож на голову  не то быка,  не то медведя. Не только камень с крестом заслуживает внимания! Есть ещё  очень интересные по форме камни, вынутые из вала.

Теперь об ориентации усадьбы. Кажется, что усадьба расположилась на вершине холма так, как подсказала природа.  Но почему на старом плане фасад домов усадьбы смотрит в одну сторону, а церковь, стоящая совсем рядом, немного повёрнута в другую сторону? Почему нельзя было поставить  здания параллельно? Посмотрев на местности, видим, что алтарь церкви ориентирован на точку восхода солнца 21 июля, в праздник Казанской Божьей Матери.  А куда ориентирована усадьба? Вот тут-то начинается самое интересное. Считается, что фасады Большого дома ориентированы на север и на юг.  На самом деле северный фасад  смотрит на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния, а южный фасад на точку захода солнца в день зимнего солнцестояния. Получается прямая линия от точки захода зимой до точки восхода летом. И вдоль этой линии тянется каменный вал! А западные и восточные стены домов смотрят соответственно на заход солнца в день летнего солнцестояния и на восход в день зимнего солнцестояния. Но это мои наблюдения, было бы неплохо проверить со специальными инструментами.

Интересно ещё вот что: в комнатах, обращённых на север, никогда не бывает солнца. За исключением нескольких часов в году. 21 июня, рано утром,  на противоположную от окна стену северной комнаты  падает луч солнца, и комната озаряется светом. Всё длится считанное время, и солнечный луч вскоре исчезает из комнаты, чтобы появиться ровно через год. Когда это явление повторяется из года в год, начинаешь понимать древние солнечные культы.

Ещё факт: давно, в 90-е годы, одна из сотрудниц музея Карабиха в разговоре обронила, что видела в архиве документ, где есть указание, что название села Карабиха связано с солнцем. Но вскоре эта сотрудница уволилась из музея и уехала в другой город. Что это было, и было ли что, непонятно. Но это слово – Карабиха – возможно, тоже несёт в себе тайну, которую надо разгадать лингвистам.

Последнее, что хотелось сказать. Этот камень с косым крестом не одинок. Был ещё один очень похожий камень – на Волжской набережной в Ярославле, но после реконструкции набережной  в 2010 году исчез… Теперь слово за специалистами: историками, археологами, лингвистами. Наша задача – сохранить камень и привлечь к нему внимание посредством живописи, выполнена.

 

Картина вторая. Индийские купцы Лягунт и Солокна в Ярославле в середине 17 века.

 

 

Бутусова Н.Н. Индийские купцы Лягунт и Солокна в Ярославле в середине 17 века. 2008 г., бум.,  акв., белила,  30х40

 

 Великий Волжский путь – прежде всего торговый путь. Купцы и торговые люди могли рассказать много нового и интересного, являлись распространителями географических  сведений в древней Руси. Для художника интересен торговый Ярославль 17 века - один список торговых рядов и лавок может вызвать в воображении множество картин.  « Кроме русских купцов здесь торговали и иностранцы: немцы, французы, голландцы, испанцы и даже два индуса».[3, с. 56]

Из книги  И. Барщевского «Исторический очерк города Ярославля»
 «В середине 17 века в Ярославле торговали индийскими и персидскими товарами два индийских купца, по имени Солокна и Лягунт».  [1, с. 214]  
«В 1650 году ими были проданы в Ярославле следующие товары: 10 дорог каштанских;, 117 – ардевильских; 13- штанных;, 1480 киндяков фереспиревых; 200 – ляковровых; 99 балартов одиноких; 140 кушаков харчёвых малых; 1038 киндяков арабских; 97 киндяков арабских толстых;15 миткалей; 13 бязей белых;160 аршин бязей толстых обёрточных; 14 полукисей; 250 кумачей красных одинаких; 2 кумача белых;159 кумачей красных;13 испанских; 69 выбоек шлянских; 109- индийских; 129 фат бумажных харчевых;11 – малых с белыми ляковрами; 72 лисицы, 9 шуб хорючих хребтовых ; 231 ансыр шелку ряского; 7 завес арабских; 103 – гилянских; полпята пуда ужевач; полчетверти пуда сарабухил; 4 пестряди синих; 2 – толстых; 139 фереспирей белых; 12 кисей; 20 тофт; 72 шёлковых платка;200 дестей по восьми платков; 32 эпанчи; 126 мешин(меховых шкурок)»  [1, С. 290]

Приведённый выше материал и послужил основанием для картины.  Конечно, было бы интересно изобразить всё многообразие товаров, но внешний вид  многих тканей остались загадкой, поэтому более подробно были изображены лисицы, меха, платки. Образы индусов были взяты из могольской миниатюры 16-17 вв., вернее сказать,  они являются собирательными образами из многих изображённых на миниатюрах персонажей. По звучанию имени Лягунт представился высоким, худым, Солокна -  полноватым, хитроватым. Эти герои получились убедительными, поэтому с их участием был создан целый цикл картин «Купцы».  На одной из них Лягунт  в морозный зимний день у своей лавки рассказывает ярославцам о прекрасной стране Индии, на другой работе изображён практически весь торговый путь из Индии в Россию, рисунок сделан в стиле могольской миниатюры. И, как допущение, так как нет данных об этом, на следующей картине индийские гости стали свидетелями Великого пожара 1658 года. И чем больше писалось картин, тем больше узнавалась подробностей о торговых связях России и Индии. Большая и интересная тема, достойная даже целой музейной экспозиции.

 

Картина третья. Подарок Индийского царя.

 

Бутусова Н.Н. Подарок Индийского царя. 2012 год, бумага, гуашь, 27х48 см

 

Во время работы над темой «Купцы» привлёк внимание вот этот текст:

«2 января 1703 г. «В этот памятный день вышла первая русская печатная газета «Ведомости» с заметкой о подарке «Индийского царя»: «Из Персиды пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем» [4, С. 39] На Волге, в Астрахани, слон! Какое удивление в России он мог вызвать! Наверное, его везли тем же путём, что ходили в Индию русские купцы. Обратный путь в Россию проходил по Каспийскому морю, затем по Волге до определённого пункта, потом пешком до Москвы (Петербурга).Поэтому, когда мне самой довелось пройти на стареньком теплоходе до Астрахани в 2010 году, ярко представлялись картины перевозки слона. Ведь ходили же раньше под парусами и против ветра и против течения…

      Самой первой мыслью было нарисовать слона на корабле, подходящем к пристани крупного русского города: Ярославля, Нижнего Новгорода. Но  данных об этом в истории нет, неизвестно, могли ли  подарок индийского царя доставить так далеко по Волге. Ясно было, что изображать этот сюжет надо на Нижней Волге. Однако попытки нарисовать путешествие слона, например, на фоне Столбичей, были неубедительны. Скалы под названием Столбичи смотрелись так же экзотично для русского человека, как и сам слон. Перебрав несколько мест на Волге (Жигули, Татария), я решила остановиться на пейзажах немного выше Казани, где на высоких волжских берегах стояли русские церкви,  и деревни длинной широкой лентой спускались к воде.

      То есть  получилось, что картина отображает не конкретный факт,  а является  образом, символом, отображающим: 1)что слона подарил индийский царь русскому царю, 2) что слона везли на паруснике 3) что какую-то часть пути слон проделал по реке Волге.

      В статье «Слоновые дворы Петербурга»  есть  подтверждение того, что слона везли под парусами: «Животное  на паруснике доставили в Астрахань». «Для перевозки морем одного из слонов пришлось строить специальное судно»  [8]

 И уже после того, как была нарисована картина, я узнала, что данный конкретный слон так и не дошёл до русского царя: «Долгое время кроме строчек  из первых Ведомостей за 2 января 1703 года ничего не ведали о подарке Государю. Что сталось с тем слоном, неясно было долгое время. И только из заметок зоолога В.Е. Гаррута, найденных в одном архиве Германии, недавно выяснилось, что «сей слон издох у Татарского брода, близь реки Олымь, направляясь в сторону Ливен, на Москву».

«Первый слон — подарок персидского шаха Петру I — прибыл в Петербург в 1714 г.  Животное  на паруснике доставили в Астрахань, а оттуда слон прошел  через всю Россию до самого Петербурга. А для того, чтобы слон не повредил ноги за такой длительный переход, для него  сшили специальные кожаные башмаки. Люди на Руси никогда не видевшие слона, выходили на дорогу с хлебом-солью чествовать диковинное животное. Слона с большим трудом доставили в Санкт-Петербург. В 1736 году в Петербург от персидского шаха Надира прибыл второй слон, а еще через пять лет — в дар Ивану VI от хана Самаса Кули  — к нему довезли еще 14 сородичей»[8]   Москвичи тоже без слонов не остались. Двух особей привезли в 1737 и в 1796 годах. Второй из них удостоился огромной чести: был изображен на растиражированной гравюре.

Однако  могли быть в России и другие слоны, и столетиями раньше, только письменных сведений о них не сохранилось. Правда, остались другие факты. «Самые ранние сведения о слонах мы находим на стенах Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском».[9] «Слоник - животное, не очень характерное для Древней Руси. Тем любопытнее, что его рельефное (и достаточно реалистичное) изображение можно найти на стене собора (едва ли не единственный случай в древнерусском зодчестве).

Как утверждают, первый слон появился во времена правления Ивана Грозного. Слона вместе с арабом, ухаживающим за ним, русскому царю подарил персидский шах Тахмасп». [10] Картина вызвала живой интерес, особенно у детей. Наверно, такой же восторг вызывал настоящий слон у русских детей лет 500 назад. Итак, мы посмотрели три картины, посвящённые Великому Волжскому пути. Тема необъятная. Сюжетов для картин, пейзажных мотивов хватит не одной сотне художников на многие годы.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Барщевский И.Ф. Исторический очерк города Ярославля/ История губернского города Ярославля, сборник/Сост. А.М.Рутман.- Ярославль, 2006.

2. Бегунов Ю.К.О  происхождении названия «Карабиха» / Карабиха:  Историко- литературный  сборник/Сост. Б.В.Мельгунов. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991.

3. Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю: Путеводитель. –Ярославль: Верхняя Волга, 2001.

4. Петров И.И. За Гималаями. М.: Гос. изд-во географ. лит-ры, 1958.

5. Рыбаков Б.А.  Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981

6. Сорокина Н.М. Церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери села Богородского, что на Карабитовой горе / Карабиха:  Историко-литературный  сборник/ Сост. Б.В.Мельгунов. – Ярославль: ТОО «Лия», 1997.- Вып. 3.

7. Тарасов А.Ф. Некрасов в Карабихе.- 3-е изд., доп. – Ярославль: Верх-Волж.кн. изд-во, 1989.

8. http://www.spbmuzei.ru/slonov_dvoryi.htm - Слоновые дворы Петербурга)

9.http://yuriev-polskiy.ru/samye-rannie-dostovernye-svedeniya-o-slonakh-my-nakhodim-

na-stenakh-belokamennogo-georgievskogo-sobora-v-starinnom-gorode-yureve-polskom/

10. http://interest-planet.ru/blog/Europe/822.html

Хостинг от uCoz