Основные лица народнического движения в Ярославской губернии в 70-е гг. XIX в.

Елизаров А.В.

ЯРГУ им. П.Г. Демидова

 

На протяжении многих лет историки занимаются осмыслением основных теоретических и практических идей русского народничества, так как именно это общественное движение повлияло на дальнейшее развитие страны. Оно оставило значительный след в истории социально-политической борьбы русского народа за свободу и землю как идеология, соединяющая в один комплекс экономические, политические, социальные идеи о самобытности русского пути общественного развития.

Важную роль в народническом движении 70-х гг. XIX в.  в Ярославской губернии, как и в других губерниях империи, играли отдельные личности. Среди них необходимо выделить отдельных лидеров и организаторов движения А.И. Иванчина-Писарева, Н.А. Морозова и И.И. Добровольского.

Александр Иванович Иванчин-Писарев происходил из древнего боярского рода. Один из представителей его, Николай Дмитриевич, которого Александр Иванович упоминает в своей автобиографии, был писателем, довольно известным в середине XIX в. Александр Иванович говорил, что именно он повлиял на дальнейшее «дело жизни». А.И. Иванчин-Писарев родился 30 марта 1849 г. в Москве. Его отец, И.М. Иванчин-Писарев, был богатым ярославским помещиком, отставным военным. Мать – Юлия Александровна, урождённая баронесса фон-Крейц, окончила с отличием Смольный институт. С переездом в имение Потапово Ярославской губернии Иванчин-Писарев учился в Дворянском пансионе при Ярославской гимназии, откуда за злую эпиграмму на инспектора он был исключен из 6-го класса. Отказавшись поступать на Таксаторские курсы (курсы оценщиков), куда его хотела определить мать, Александр Иванович решил начать самостоятельную жизнь. Он отправился в Кострому, где рассчитывал поступить в гимназию. Задуманное удалось осуществить. Фамилия Иванчина-Писарева была достаточно известна в Костроме, и дирек­тор гимназии сразу принял его в ученики.

По окончании гимназии, Александр Иванович поступил в Московский университет, где, будучи студентом математического факультета, он сблизился с кружком «чайковцев». За участие в этом кружке он был исключен из Московского университета и поступил в Петербургский университет. Во время учебы там он активно участвовал  в общественной жизни студенчества. В 1872 г. Иванчин-Писарев окончил Петербургский университет и как сторонник идей «хождений в народ» уехал в свое имение Потапово, где организовал знаменитый центр пропаганды среди крестьян, просуществовавший до 1874 г. По приезду в Потапово А. И. Иванчин-Писарев был избран гласным Даниловского уездного земства. Он установил дружеские отношения с видными местными земскими деятелями, получил разрешение на открытие в своей усадьбе школы для обучения крестьянских детей, а в конце 1872 года ему было разрешено провести съезд учителей Даниловского и Любимского уездов. По инициативе Иванчина-Писарева съезд решил открыть в Данилове земскую библиотеку, среди книг которой были и революционные народнические издания. Осенью 1873 г. Иванчин-Писарев открыл в своей усадьбе столярную мастерскую, в которой велась революционная пропаганда. В 1874 г. Александр Иванович и его единомышленники решили устроить подпольную типографию, приобрели в Москве типографский станок и доставили его в Потапово. Но начать работу в типографии не удалось, так как местные власти обратили внимание на подозрительную деятельность Иванчина-Писарева. В 1874 г. после ряда арестов сочувствующих деятельности Иванчина-Писарева крестьян и его соратников центр пропаганды перестал существовать.

О жизни и деятельности Ивана Ивановича Добровольского нам известно очень мало. Земский врач, ученый, писатель-публицист, революционер, И. И. Добровольский всю свою жизнь посвятил делу просвещения русского народа. Родился в городе Череповце в семье бедного чиновника 4(17) ноября 1849 года. Рано потерял родителей, с 12 лет воспитывался в Гатчинском Сиротском институте – закрытом учебном заведении для детей бедных дворян, который закончил с отличием.

По окончании в декабре 1873 года медико-хирургической академии поступил работать земским врачом в село Вятское (большой торговый и ярмарочный центр) Даниловского уезда Ярославской губернии. Приступив к своим обязанностям, он едва успевал справляться со множеством больных. С апреля ему стала помогать акушерка Мария Платоновна Потоцкая, которую он пригласил в Вятское, познакомившись с ней ранее в петербургских революционных кружках.

Постепенно к Добровольскому стали приходить крестьяне за советами «по поводу различных явлений в их среде», как он говорил на допросе. Будучи широко образованным человеком как в области естественных, так и общественных наук, Иван Иванович вел беседы с крестьянами на самые разные темы. Он умел  ясно разъяснить любой вопрос, сделать его понятным малограмотным людям.  Крестьяне жаловались на тяжелую жизнь, на бесправие и нищету, на произвол администрации. Тогда Добровольский начал объяснять крестьянам причины «несправедливого порядка» и необходимость революционной борьбы для его устранения. Борьбу эту он предлагал начинать с общего, дружного неповиновения властям: массового отказа от уплаты податей, сопротивления незаконным требованиям и т. д. Затем говорил о необходимости уничтожения самодержавия для установления законности в стране, подчеркивал важность объединения народа для успеха в этой борьбе. Добровольский исходил из идеи возрождения распадающейся общины, т. к. считал ее основой идеалов коллективизма. Подготовив слушателей к усвоению идей социализма, он стал раздавать пропагандистскую литературу.

Стоит сказать несколько слов о Николае Александровиче Морозове. На момент пребывания в Ярославской губернии Морозов был рядовым членом кружка «чайковцев» и только начинал свою знаменитую революционную карьеру. Родился Николай Александрович в имении Борок Мологского уезда Ярославской губернии в 1854 г. Незаконнорожденный сын богатого помещика П.А. Щепочкина и крепостной крестьянки А.В. Морозовой. Он получил фамилию матери, а отчество – по крестному отцу, помещику Мологского уезда А.И. Радонежскому. Детство было благополучным. У отца была богатая для провинции библиотека, которая насчитывала 300 томов. И уже в детстве Николай пристрастился к чтению. Он увлекался не только художественной литературой, но и научной.

Любовь к книгам сослужила службу во время «хождений в народ». В мае 1874 г. Н.А. Морозов, будучи членом народнического кружка «чайковцев», вместе со своим  другом  Н.А. Саблиным был направлен в имение А.И. Иванчина-Писарева, для ведения пропаганды среди крестьян. Что довольно удачно у него получалось. Устроившись помощником к кузницу в деревне Коптево, Н. А. Морозов делал гвозди, раздувал горн и заводил разговоры с крестьянами, о возможности устройства в России республики, о земле и ее владельцах-помещиках, о начальстве.

Рассмотрев три краткие биографии основных деятелей народнического движения 70-х гг. XIX в. в Ярославской губернии мы видим насколько разными не только по происхождению, но и по уровню образования были эти люди. Сын богатого помещика, сирота, незаконнорожденный смогли объединиться и создать базу для дальнейшей работы революционеров с крестьянами в деревне. Участники кружка Иванчина-Писарева не только смогли организовать одно из самых первых и удачных хождений в народ, но и разработать методы ведения пропаганды в деревне, чем оказали неоценимую услугу дальнейшим поколениям революционеров.

                                                

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Чихачева, Е. Доктор – пропагандист в селе Вятском / Знамя Труда, август 1977г.

2. Широчин, П.М. Революционное народническое движение в Ярославской губернии (70 – 80 гг. XIX в.) / П.М.Широчин. – Ярославль, 1983.

3. Глотов, В.В. «Даниловское дело» А.И. Иванчина – Писарева (VII Золотаревские чтения) / А.М.Силиванов. – Рыбинск.: Рыбинское подворье, 1998.

4. Иерусалимский, Ю.Ю. Бунтарь и ученый Н.А. Морозов // VII Золотаревские чтения / А.М.Селиванов. – Рыбинск.: Рыбинское подворье, 1998.

 

Хостинг от uCoz