Священная роща Уккола – опыт локализации утраченного сакрального места

Мизин В.

  РГО (г. Санкт- Петербург)

 

     Проблема выявления и идентификации древних священных мест, посвященных финно-угорским языческим богам, на территории современного Северо-Запада России представляет собой довольно сложную и интересную задачу. На данный момент на территории Ленинградской области и северного Приладожья выявлено 4 места, которые можно обоснованно соотнести с культом Укко, и одно место, также гипотетически соотносимое с этим культом. Эти места - святилище на горе Хауккавуори на острове Гогланд [1,2], остров Уконсаари на Ладоге [3], роща Уккола и камень Уккокиви в современном Ломоносовском районе Ленинградской области. Данное небольшое исследование посвящено проведенной автором работе по локализации ныне утраченной священной рощи Уккола.

    Среди разнообразных исторических сведений об утраченных почитаемых местах Ижорского плато (западная часть современной Ленинградской области) выделяется одно упоминание о священной можжевеловой роще. Роща, судя по названию, посвящена была небесному богу Укко и располагалась примерно между деревнями Лопухинка и Гостилицы. Весной 2008 года автором была проведена работа по возможной локализации священной финно-угорской рощи Уккола.

     О роще Уккола сохранилось несколько упоминаний, приведем два из них, вероятно основывающихся на одном источнике:

«Иохан Талюс пишет еще о другой разрушенной святой роще. «В общине Серебета (Serebeta), на удалении в 5 или 6 верст от церкви, находилась маленькая, высоко расположенная роща, которую называли Уккола (Ukkola). Там также рос небольшой можжевельник. Он считался настолько святым, что никто не решался даже брать лист с этого дерева. Каждый год утром Петрова дня нужно было относить туда один или три маленьких камня. Туда же люди относили еду и напитки». В рощу несли также «первые плоды нового урожая, также (молоко) от коров и женщин, так что она применялась для специальных жертв». «Она почиталась ижорами и частично финнами». Эта роща была разрушена приблизительно в 1760 году "старшим пастором Кастегреном (Propst Castegren)"». [4]

     «Автор описания Ингерманландии, дудергофский кистер (дьячок) Й.Талус упоминал в своем труде о существовании в прошлом неких мест жертвоприношений, куда приносили первое молоко роженицы, а также молоко коровы после отела. В пяти или шести верстах от кирхи села Жеребята (Serebetta) находился лес, который отличался тем, что в нем росло множество можжевельника. Этот лес местные жители – ижоры и часть финнов – называли Уккола (Uckola) и считали святым, так что «никто не осмеливался даже лист с дерева сорвать». В лес полагалось приносить новорожденных детей и телят. Кроме того, утром в Петров день все окрестные жители собирались в этом лесу, приносили с собой еду и питье. Каждый пришедший должен был принести с собой камень. В результате ежегодных празднеств в лесу образовалась огромная куча камней, которая, по словам автора, достигала высоты двухэтажного дома. К началу 19 века этой кучи камней уже не существовало, т.к. лет за 30 до того её уничтожили по инициативе пробста Кастегрена. Такая активность представителя лютеранской церкви, безусловно, подтверждает, что в совершении обрядов в священной роще принимали участие не только православные ижоры, но и финны-лютеране». [5]

Основными критериями для поиска места бывшей священной рощи стали:

1.    расстояние от урочища Серебетта – 5-6верст (5-6км)

2.    внешнее описание объекта: маленькая, высоко расположенная роща… рос небольшой можжевельник

3.    упоминание Петрова дня как соотносимого с местом праздника

Исходя из имеющихся описаний, в радиусе 5 верст выделено и обследовано три урочища, одно из них оказалось не более чем камнями (Ур.Каменяк), убранными с поля, второе – родником, третье – заросшим «шведским кладбищем», именуемым Каютов лес [6]. В Археологической карте Ленинградской области этот могильник обозначен как «жальник на возвышенности» [7]. Помимо географии в качестве привязки было использовано и упоминание Петрова дня. В приходе Серебетта было два куста деревень, где отмечался Петров день – д.Никольское-д.Горки и д.Рудицы-д.Стародворье-д.Десятское, однако они не попадают в указанное расстояние, превышая его практически вдвое (10 и 8 км соответственно). В качестве основного возможного места расположения бывшей священнйо рощи был выбран Каютов лес

      Для соотнесения Каютова леса с бывшей священной рощей Уккола есть следующие предпосылки:

1.    Расположение в пределах указанного расстояния.

2.    Каютов лес - выделяющаяся в ландшафте точка, небольшая, но высоко расположенная роща, что в целом характерно для священных рощ.

3.    Уккола – в честь Укко – следовательно, по логике посвящения небесному богу-громовнику, вероятней всего, это будет холм.

4.    «Никто не осмеливался даже лист с дерева сорвать» – традиция, характерная для рощ на жальниках.

5.    На поверхности холма видны камни (и раскопы).

6.    Есть старый можжевельник (на май 2008 года зафиксирован один).

7.    Лес имеет собственное название - «Каютов лес», которое возможно, имеет какое-либо отношение к «Уккола» (хотя это предположение по мнению автора не выглядит слишком убедительным)

8.    При ближних  к Каютову лесу деревнях Муховицы и Медуши сельским праздником был Ильин день, в Муховицах была Ильинская часовня [8], в этом моменте также возможна связь с Укко (богом-громовником), поскольку многие исследователи предполагают связь «Ильина дня» с культом Укко. «Ведь еще в начале 19века в эти дни исполняли обрядовые песни в честь древнего бога громовержца» [9]

9.    «Местные жители ижоры» - население ближайших деревень: Новая Буря и Старая Буря – ижоры, Муховицы и Заостровье – русские

10.               Петров день также отмечали в 18 веке в ближайшей к Каютову лесу ижорской деревне Новая Буря [10]

11.               До середины 18 века центром лютеранского прихода Серебетта была д.Новая Буря (Uusi Puura), что также как и упоминание Петрова дня, указывает на логичность посещения старого культового места вплоть до конца 18 века и его привязку к д.Новая Буря.

      Основой для культа мог послужить древний жальник, с запретом «рвать листья» и традицией приношений. Культ мог видоизмениться в 16-17вв. при переселении финнов, когда камни могли начать докладывать к уже имеющимся там. Возможно, на особое отношение к месту повлияли выросшие там можжевельники, особо почитающиеся финнами. Православные ижоры могли чтить объект как могильник, а финны-лютеране – именно как священную можжевеловую рощу. Культ каменных куч существовал  и у другого народа Ингерманландии - води:

«…в Маттия на краю деревни находилась каменная куча – чивирыукко, к ней

приносили жертвы больные – полотенца, ленты, крестики, деньги и соль (в тряпочке, предварительно натерев ею больное место). Вблизи кучи нельзя было ругаться. Проходя днем мимо, куче бросали деньги – иначе заболеешь. В случае большой беды ходили тайком, ночью, чтобы никто не видел. Раньше у кучи была часовня. Такая же куча, но с орешником на ней, была в Корветино, по воспоминаниям старожилов такие кучи были в каждой деревне». [11]

    Таким образом, собранные сведения позволяет предположить, что древняя священная роща Уккола существовала вблизи деревни Муховицы на месте, называемом ныне Каютов лес. Несмотря на то, что это почитаемое место было разрушено еще в 18 веке, работа по его вероятной локализации позволила уточнить общие ландшафтные и топонимические моменты, которые могут оказаться полезными при проведении других подобных исследований.

Основными критериями при локализации ныне утраченных природных почитаемых мест можно назвать:

1.    Соответствие особенностей расположения и ландшафта имеющимся описаниям

2.    Соответствие упомянутой ритуальной практики и традиций месту

3.    Выявление возможных разноплановых взаимосвязей между указанным в источниках объектом и предполагаемым местом его локализации

 

Источники и литература:

 

1. Мизин В.Г. Остров Гогланд, СПб 2011, С.70-73 

2. Мизин В.Г. О двух святилищах на острове Гогланд // сборник Время, Ландшафт. Культура / Материалы научно-практического семинара "Этнокультурная география и семиотика географического пространства", №2, СПб 2011, С.94-95

3. Семенов В. Первобытное искусство. СПб 2008, С.408

4. Хаавио М. Священные рощи Ингерманландии, Хельсинки 1963, С.137

5. Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография северо-запада России. СПб. 2004, C.73

6. Легенды и мифы Ингерманландии, сост.К.Сакса (Ульяночкин) СПб 2008,  C.176

7. Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области, ч.1, Л.1990, С.81

8. Деревенские святыни Северо-Запада [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Peterhof.htm#8 . – 10.03.2011

9. Конькова О.И. Ижора, очерки истории и культуры, СПб 2009, С.168-169

10. Платонов Е. Первая перепись часовен Санкт-Петербургской провинции 1734–1735 гг. и обстоятельства ее появления [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/016online/platonov2.pdf  . – 29.03.2012

11. Конькова О.И. Водь, очерки истории и культуры, СПб 2009, С.138

 

Хостинг от uCoz