К ВОПРОСУ О ПРАЩУРАХ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

 Носков А. А. 

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

 

      Проблема происхождения казачества одна из самых дискуссионных и ключевых в истории изучения казачества. На сегодняшний момент существует свыше двух десятков теорий о происхождении казачества (сюда входят как научные концепции, так и гипотезы, а также мифотворчество). Их условно можно разделить на «миграционные» и «автохтонные» концепции происхождения казачества. Многие исследователи, пытаясь ответить на вопрос об исторических предках казаков, пытаются либо утверждать, что это тюркские племена (их остатки), которые проживали на Диком поле, другие же полагают, что славянские племена, перебравшиеся сюда, чуть ли не во время великого переселения народов. При этом красной полосой по всей истории изучения казачества проходит проблема «продления» казачьей истории. Это связано с различными моментами и со слабой теоретико-методологической базой некоторых исследователей «удревнителей», и с различного рода политико-конъектурными предпосылками. Хотелось бы остановиться на наиболее популярных теориях о происхождения казачества.

      На современном этапе развития истории изучения казачества господствующими в общественном сознании и в научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Так называемая «государственная» теория происхождения казачества некоторые исследователи именуют её как «казенную» (Яковенко И.), что видится мне не совсем научно, а скорее ангажировано в попытке популистской остроты. «Государственная» (или «бегло-холопская») теория происхождения казачества возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в степь «искатели воли» (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению авторов этой теории (С.М. Соловьёв, В.О.Ключевский, С.Ф. Платонов, М.К.Любавский) к середине XVI в. особую организацию – «казачество», постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России [см. подробнее: 10]. Данная точка зрения окончательно сформировалась в советское время [см. подробнее: 12, с.12-26], а также [8]? доминирует в представлениях большинства неказачьего населения. Безусловно, данная точка зрения, является, наиболее проработанной и опирается на большую источниковедческую базу, хотя и подвергается критике со стороны «радетелей правильной истории казачества». К примеру, как пишет В.П. Громов: «не принимается во внимание тот факт, что в русских летописях казачество упоминается гораздо раньше, чем в стране возникли феодальные и крепостнические отношения»[5]. Между тем сам В.П. Громов явно слабо представляет себе, разницу между единично употребляемыми упоминаниями о деятельности «казаков» в русских летописях и крупного исторического процесса происходившего на окраине Русского государства в XVI-XVII веках. Примыкает к официальной точке зрения взгляд на происхождения казаков С.Г. Сватикова и Н.А. Мининкова [7] (в постсоветское время) объясняющих появление казачества как следствие политики «собирания уделов» Московским государством. Также близка к этим точкам зрения позиция Р.Г. Скрынникова: «казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях»[14].

      Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители «казачьей науки» и некоторые исследователи, не придерживающиеся первой точки зрения. При этом их можно разделить на научные гипотезы и на мифотворчество и близкие с ним. Образчиком ненаучности является, к примеру, «интеллектуальные потуги» В.П. Громова, который стремление «удревнить» казачью историю («этрусская» теория происхождения казачества Е.П. Савельева[13]) объясняет любовью к казачеству и гордостью за него. Уходит сам не далеко всего на тысячу лет и бездоказательно, то есть, не ссылаясь ни на какие источники утверждает: «Сегодня, несомненно одно, что казачество сформировалось на славянской, православной основе в IV - V веках нашей эры во время так называемого переселения народов - процесс в который были вовлечены германские, тюркские и славянские племена… Где-то к VII веку относится принятие христианства казаками, задолго до официального крещения Руси. В последствии присутствие славянского населения на этих территориях обусловило создание Тмутараканского княжества[5]». Подобной позиции придерживаются большая часть современных историков-писателей, к примеру, А.А. Плеханов, который пишет: «Название казаки хорошо известно ещё до появления монголов. В X веке это были бродники… Начиная с XI века территория границы Русского государства стала заселяться племенами черкес и касогов, тюркские племена торков и берендеев, среди них одно из племён называлось казаки. После XIII столетия все эти племена назывались уже казачьими»[11, с.10].

      Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной исключительности казаков.

      Теперь упомянем несколько теории о происхождении казачества, которые могут с некоторой долей условности рассматриваться, как историографические факты в истории изучения казачества. Так, к примеру «Бродницкая» теория происхождения казаков (В.В. Голубовский, В.В. Мавродин, Н.М. Волынкин[3], В.Е. Шамбаров), «новгородская» версия происхождения казачества (А.А. Широкорад)[15], тюркско-татарская (Г. Штёкль)[17], черкесская версии происхождения казачества (В.Н. Татищев), мещанская (Н.И. Костомаров). «Казаки - Мосхи» (П.П.Сахаров). Гипотеза «казаки - отдельный восточнославянский народ» (И.Ф. Быкадоров)[2]. «Половецкая» версия М. Аджиева[1], близки к этой позиции Л.Н. Гумилёв[6] и И. Яковенко, так Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам, а И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата[16].

      Одна из самых «ходовых» точек зрения (судя по тиражам) эта точка зрения А.А. Гордеева. Он возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси «дани кровью» - «тамги». Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев)[4].

      Рассматривая различные точки зрения на происхождения казачества, невольно приходишь к выводу, что все они подчеркивают своеобразие казачества, которое предполагает влияние различных полиэтнических групп на формирование казачества, что обусловило его специфику в культурно-бытовом укладе. Безусловно, следует, прежде всего, говорить о крупном историческом процессе, который происходил в XVI-XVII вв. в котором помимо беглого русского населения принимали участие и соседние народы, это влияние чётко прослеживается в традиционном жизненном укладе казачества [9].

      Рассмотрев множество различных теорий о происхождении казачества и на те факты, на которые они опираются, приходишь к выводу, что большая часть данных теорий  страдает слабой научной и источниковедческой базой. Отвечая на вопрос о пращурах (предках) казаков, я придерживаюсь следующей позиции. Безусловно, на этой территории до заселения её беглыми крестьянами проживали тюркские племена. Но многие из них уже пережили пик своего расцвета и к концу XV века они пребывали в очень тяжёлом положении, что позволило, постепенно, достаточно легко ассимилироваться на этой территории и создавать кратковременные «бандитские шайки» (ватаги), а в последствии объединялись в станицы, юрты и Войска. При этом учитывался тот факт, что большинство обитавших людей на Диком поле были изгоями в своих сообществах, которые находились на различном социально-экономическом уровне, а также разного этнического происхождения. И они использовали те социально-политические институты, которые им были известны, вне зависимости от уровня их социумов, а именно тому, который примыкали к общинно-первобытному строю, т.е. принципу военной демократии.

      В любом случае достаточно чётко прослеживаются влияние полиэтничности (на фоне преобладания славянского фактора сильно влияние тюркских народов и финно-угорских) и поликонфессиональности (на фоне преобладания православия (в виде никонианства) сильно влияние язычества, старообрядчества, мусульманство и даже сектанства).

Источники и литература:

1 Аджиев М. Полынь половецкого поля. Любое издание.

2 Быкадоров И.Ф. История казачества. Прага. 1930. Т.1.

3 Волынкин Н.М. Предшественники казачества - бродники // Вестник ЛГУ. - 1949. - № 8.

4 Гордеев А.А. История казаков. М., 2006. или любое издание

5 Громов В.П. Казачество в истории России: формирование, расцвет, культурно-этнические процессы // krasnodarkrai.ru

6 Гумилёв Л.Н. От Руси к России. Любое издание. 

7 Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону: РГУ, 1998.

8 Никитин Н.И. О происхождении, структуре и социальной природе сообществ русских казаков XVI- середина XVII века // История СССР. - 1986. - № 4.

9 Носков А.А. Влияние полиэтничности и поликонфессиональности на повседневную жизнь казачества // Изучение повседневности в отечественной и  зарубежной исторической науке. Уфа: БГПУ, 2007. - с. 75-80.

10 Носков А.А. Мифы и реальность наукообразности в изучении истории казачества // Вестник БГПУ. Уфа, 2007. - № 1. -  с. 68-74.

11 Плеханов А.А., Плеханов А.М. Казачество на рубежах Отечества. М.: Кучково поле, 2007.

12 Пронштейн П.А., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России XVIIXVIII веков и донское казачество. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983.

13 Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2007.

14 Скрынников Р.Г. История Российского государства IXXVII. СПб.: СПбГУ; Наука, 2007.

15 Широкорад А.А. Казачество в Великой Смуте. М.: Яуза; Эксмо, 2007.

16 Яковенко И. Подвижен, отчаян и храбр // Родина, 1995. - № 10.

17 Stokl G. Die Entstehung des Kosakentums. Munchen, 1953

 

 

Хостинг от uCoz