СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СЕМЕЙ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ:

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Гурьянчик В.Н.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

 

Изменяющиеся социально-экономические, политические и духовные условия жизни в стране оказывают существенное влияние на все процессы развития Вооруженных Сил, в том числе на социальную мобильность семей офицеров в рамках военно-социальной системы Вооруженных Сил.

Вооружённые Силы – это, с одной стороны, часть общества, выполняющая определенную функцию, с другой – относительно автономное образование. Независимо от типа данного общества военная служба жёстко авторитарна, имеет свою строго ранжированную структуру, воплощенную в воинских званиях и должностях, присущих для неё отношениях зависимости, подчинения и власти, узаконенных государством.

Социальная структура Вооруженных Сил – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных групп военнослужащих с различным социальным статусом, иерархированных определённым образом (в зависимости от социальных позиций, занимаемых её членами в различных сферах жизни) и объединённых военно-профессиональной деятельностью.

Система военной службы чётко стратифицирована и представляет собой пирамиду, которая, начиная с основания, по мере продвижения вверх сужается, т.е. количество должностей, воинских званий и соответственно людей, находящихся на этих должностях и в соответствующих воинских званиях, уменьшается.

Если сравнивать социальную мобильность различных категорий офицеров (младшие, старшие, высшие), то можно утверждать, что младшие офицеры по сравнению со старшими и высшими более мобильны. По мере продвижения по служебной лестнице скорость и интенсивность социальной мобильности различных категорий офицеров в зависимости от условий и факторов (как субъективных, так и объективных) может как возрастать, так и падать. Это закономерно, так как каждый отрезок исторического развития страны, каждый период жизни человека характеризуются своими специфическими особенностями и условиями.

Немаловажную роль в продвижении офицера по службе играет его семейное положение. «И холостой, и женатый офицер, каждый по-своему полезны для армии. Правда, холостой офицер ценит меньше свою жизнь, легче обходится небольшим содержанием, не так дорожит насиженным местом, имеет большой запас времени, инициативы и гражданского мужества, а в случае смерти не причиняет особых денежных забот государству. Зато семья дает житейский опыт и более вдумчивое, серьезное отношение к работе. Кроме того, в силу наследственности лучшими воинами всегда должны быть дети военных. Ото львов не рождаются зайцы»[2].

Надо заметить, что последняя мысль в наше время претерпела существенные изменения. Чаще всего сыновья офицеров продолжают семейную традицию из более прагматических соображений, используя связи в знакомой среде: отец-военнослужащий (особенно занимающий высокую должность) может реально способствовать не только поступлению сына в престижное военное училище, но и его последующей карьере.

Семья офицера – это основанный на свободном и равноправном браке или родстве союз лиц, объединённых взаимной материальной и моральной поддержкой, заботой о воспитании детей, имеющих соответствующие права и обязанности и объективно воздействующих на выполнение офицером своего военно-профессионального долга [3].

Учитывая общее определение социальной мобильности, определение семьи офицера, а также особенности Вооружённых Сил как социальной системы, социальную мобильность семей офицерского состава можно характеризовать как процесс изменения ими своего положения в социальной структуре Вооружённых Сил и общества в целом в результате добровольной или вынужденной смены профессии, должности, специальности, квалификации и места службы, осуществляемой как офицером, так и членами его семьи.

В ряде трудов, посвящённых проблемам семьи офицера, анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на мобильность офицеров и их семей. Однако конкретному изучению социальной мобильности семей офицеров необходимого внимания не уделяется. Большинство офицеров (69,6%) имеют семью. Семья офицера многовариантна по своему составу: это муж и жена; муж, жена и дети; только отец и сын (дочь) или же только мать и сын (дочь) и т.д. В настоящее время самой распространённой среди офицерского состава является семья нуклеарного типа, в которой, как правило, имеется не более двух детей (65,6%). Ориентация на трёх и более детей встречается крайне редко (3,5%).

В общей структуре текущего совокупного денежного дохода среднестатистической семьи офицера денежное довольствие главы семьи, с учётом положенных ему льгот и компенсаций, составляет основную часть. В 2002 г. 30,2 % опрошенных офицеров, имеющих семьи, заявили, что их жёны не работают. Большинство неработающих жён не имеют возможности для трудоустройства, особенно в отдалённых гарнизонах. Многие из них не работают, так как заняты по уходу за малолетними детьми. Средний возраст детей офицеров составил 11лет (в 2000г. - 10,5 лет).

Сегодня, во время продолжающегося строительства Вооружённых Сил, социальную мобильность семьи офицера определяет социальная мобильность самого офицера. В 2002г. 53% опрошенных младших офицеров в звании лейтенант и старший лейтенант были холосты (в 2001г. - 47%, в 2000г. - 44%). Для многих из них решение обзавестись семьёй становится настоящей проблемой. По уровню среднедушевых доходов социально-экономическое положение молодых офицеров-холостяков в 2,2-2,6 раза лучше, чем у их сверстников, имеющих семьи[1].

Почти половина молодых офицерских семей не имеет детей (один ребёнок – у 46,6% таких семей). Большинство семей молодых офицеров, имеющих детей, находится за чертой бедности. Чтобы свести концы с концами, они обращаются за материальной помощью к родителям или находят дополнительные заработки.

Сегодня место, которое занимает военный человек в обществе – убедительное свидетельство статусной противоречивости. С одной стороны, существует объективная необходимость высокого социального статуса военнослужащего, с другой – низкая оценка престижа военной службы в обществе, дефицит правовой и социальной защищенности офицерского состава.

Престиж военной службы катастрофически упал и в глазах офицерского состава, представители которого считают, что индекс этого престижа (0 – минимальное значение, 1 – максимальное значение) составляет 0,24.

Наиболее низкие оценки у старших офицеров. В этом просматривается ностальгия по временам, когда армия пользовалась всенародной любовью и заботой, а также осознание снижения роли Вооруженных Сил в защите российской государственности.

Служить в рядах Вооруженных Сил твёрдо желают 64,8% офицеров. Причём в Москве желающих продолжить службу меньше, чем в регионах (54,2%), половина из них хотят служить только до получения права на пенсию.

В среде офицерского состава существует закономерность – с получением более высоких званий растёт число военнослужащих, желающих продолжить службу в Вооруженных Силах. Значительное число офицеров (20 – 30%) заняли выжидательную позицию. Свою дальнейшую перспективу они тесно увязывают с результатами проводимых в Вооруженных Силах реформ.

В настоящее время наблюдается выраженное негативное отношение жён офицеров к продолжению их мужьями службы в Вооружённых Силах. Так, лишь 26% жён младших офицеров считают необходимым продолжение службы их мужьями, 23% - относятся к этому нейтрально, а 14% - отрицательно. Вызывает серьёзную озабоченность большое количество (37%) не ответивших на этот вопрос. Чем старше офицеры, тем более положительное отношение к службе в армии у их жён (у старших офицеров – 48%).

Оценка офицерами своего общественного положения очень тесно связана с оценкой положения материального. Показатели экономической составляющей их социальной мобильности – величина дохода и наличие собственности – опускаются всё ниже и ниже. На протяжении последних 12 лет уровень совокупных денежных доходов офицеров ниже среднего уровня у граждан по стране. Этот разрыв ещё более ощутим для семей многодетных и младших офицеров.

Таким образом, Вооруженные Силы, являясь элементом государственной структуры, превратились в институт повышенного социального риска, а воинская служба перестала гарантировать человеку престижное социальное положение и соответствующий материальный достаток.

На перемещения офицера по службе и его социальную мобильность влияют как объективные, так и субъективные факторы и условия.

Объективные (средовые) факторы подразделяются на две группы: макро- и микросредовые.

К макросредовым факторам относятся: экономическое положение в стране, её внутренняя и внешняя политика, отношения с другими странами, социальные и духовные ценности общества, его социальный состав, общественное мнение, международное положение, природно-географическое положение страны, климатические условия, демографическая обстановка в стране.

Микросредовыми являются факторы, влияющие на конкретную жизненную ситуацию:

регион дислокации части; жизненные условия, материальное положение семьи; материально-бытовые условия в гарнизоне; обеспеченность работой жены; наличие школы и дошкольных учреждений для детей, возможностей для культурного развития;

социальные и материально-вещественные условия службы (возможность повышения профессионального и культурного уровня, материальное стимулирование, режим служебной деятельности и отдыха, моральное стимулирование);

организация службы (соответствие планов боевой подготовки современным требованиям, обеспеченность служебной деятельности необходимой учебно-материальной базой, выполнение работы, не связанной с должностными обязанностями, соблюдение нормативных актов и планов учебно-боевой деятельности);

морально-психологический климат (отношения между руководителем и подчиненным, отношения с сослуживцами);

функциональное содержание службы и ряд других факторов и условий.

К субъективным факторам относятся:

психологические особенности личности офицера (характер, умственные способности, предрасположенность к определенному роду деятельности, восприимчивость, физиологические характеристики и физические возможности);

предрасположенность к социальным перемещениям;

национальные и этические особенности личности;

социально-демографические характеристики офицера (возраст, семейное положение, образование);

социальное происхождение, воинское звание, ценностные ориентации и установки, дисциплинированность;

профессиональная и специальная подготовка (занимаемая должность, выслуга лет в данной должности; специальность, в том числе военно-учётная; образование, квалификация);

социальная активность – участие в общественной работе.

В настоящее время среди офицеров, проходящих военную службу, наблюдается такое явление, как вторичная мобильность. Ни для кого не секрет, что из-за тех же материальных и финансовых трудностей большинство офицеров в больших городах, областных и районных центрах, да и в отдельных гарнизонах наряду со служебной деятельностью занимаются разного рода трудовой деятельностью. Особенно широко распространены охранная, коммерческая и предпринимательская деятельность. Так как материальная и финансовая отдача «на стороне» больше, то и усилий там затрачивается больше. Свыше 10% опрошенных в 2002г. Социологическим центром офицеров открыто заявили об этом (66,4% категорически ответили, что нигде не подрабатывают, около 25% по разным причинам уклонились от ответа). То есть такое явление, как «вторичная социальная мобильность», имеет прямое воздействие на служебную мобильность офицеров.

Таким образом, назрела необходимость решительных шагов по обеспечению реальной социальной защиты кадровых военнослужащих, повышению их уровня жизни и престижа офицерской службы, изменению взглядов населения на военную службу, ценностных позиций и установок самих офицеров. Непринятие надлежащих мер, по прогнозам руководителей органов военного управления, ученых и специалистов ввузов, не только не позволит создать профессиональную армию в России, но и может привести к системному кадровому кризису в Вооруженных Силах.

Предлагаются следующие пути регуляции (управления) социальной мобильности офицеров путём воздействия на субъективную сторону мобильности:

создание эффективной системы морального и материального стимулирования деятельности офицеров, условий для их продвижения по служебной лестнице, профессионального роста;

планирование индивидуальной карьеры офицера с учётом его специфических потребностей, индивидуальных особенностей и личностных качеств;

обеспечение открытости в решении кадровых вопросов, управлении карьерой офицерского состава;

совершенствование аттестации офицера и выявление на её основе потенциальных его возможностей в целях дальнейшего его продвижения по служебной лестнице;

соблюдение принципа социальной справедливости при назначении на должности и присвоении воинских званий;

создание особой управленческой структуры, опирающейся на данные социологов о мотивации социальной мобильности офицеров, её результатах, эффективности и осуществляющей научно обоснованное регулирование процессов мобильности[4].

Таким образом, оптимизация процессов социальной мобильности заключается в поиске и создании наиболее благоприятных социальных, профессиональных, служебно-должностных условий деятельности, подборе наилучших вариантов сочетания социальных интересов личности офицера и служебной среды.

 

Источники и литература:

1. Ракурс.-2002.-№ 1 – С.41.

2. Режепо П. А. Статистика полковников. – СПб. 1907.

3. См.: Евченко А. Ф., Разов П. В. Социология семьи военнослужащего: Учебное пособие. – М.: ВУ, 1999.

4. См.: Пыханов Ю.В. Социальная мобильность офицерского состава в условиях  реформирования ВС: сущность, состояние, регуляция: Дис… канд. социол. наук. – М., 1999.

 

 

Хостинг от uCoz