Опыт реорганизации Красной Армии в межвоенный период

Жарков В.В.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

История развития Советского государства и военного строительства, в частности, в период с 1920 по 1941 гг. представляет собой богатейший источник для изучения опыта реорганизации Вооруженных Сил. Военная реформа в 20-е годы, а также перестроечные процессы в военном строительстве в последующие периоды, как правило, проходили на переломных этапах развития советского общества.

Опыт этого периода имеет особое значение для сегодняшнего дня. Особый интерес представляют основные черты исторического опыта, вытекающие из практики проведения военной реформы:

1. Широкое критическое вопросов военного строительства на заседаниях Политбюро ЦК, Пленумов ЦК, правительства, в Совете Труда и Обороны, на съездах партии и Советов. Так, только с ноября 1920 года по ноябрь 1922 г. вопросы военного строительства обсуждались 9 раз на Пленумах ЦК РКП(б), 26 – на заседаниях Политбюро ЦК, 6 – в Совете Народных комиссаров и 17 раз в Совете Труда и обороны. Их рассматривали на IX Всероссийском съезде Советов, на XXII съездах Советов, на XXII съездах партии, на февральском и апрельском (1924 г.) Пленумах ЦК.

2. Стремление к объективности оценок состояния Красной Армии и выработке перспектив по ее дальнейшему развитию. Например, для выяснения обстановки, сложившейся в вооруженных силах, и определения мероприятий по повышению их боеспособности ЦК партии в январе 1924 г. создал специальную комиссию во главе с секретарем ЦКК РКП(б), членом коллегии РКИ СССР С.И. Гусевым. Изучив положение дел, комиссия пришла к выводу, что «Красной Армии как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в настоящее время нет. В настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна»[1]. 3 февраля 1924 г. Пленум ЦК заслушал доклад комиссии о результатах проверки и дал установку на проведение реформы военного ведомства.

3. Четкость определения основных направлений проведения военной реформы. Подтверждением этому служат решения Пленума ЦК РКП(б) 31 марта – 2 апреля 1924 г., где по докладу М.В. Фрунзе приняли развернутое постановление «О военном ведомстве». В нем были определены направления: реорганизовать и упростить военный аппарат, усилить ответственные посты в армии партийным комсоставом; расширить практику территориально милиционного строительства; создать национальные воинские формирования; разработать программу улучшения материального положения воинов Красной Армии; усовершенствовать подготовку допризывной молодежи, организованную структуру войск, боевую и политическую подготовку личного состава, улучшить партийно-политическую работу[2].

4. Учет конкретной внутренней и внешней обстановки. Выражением этого является Закон об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г., который регламентировал все основные вопросы, связанные с прохождением военной службы. Смешанная система комплектования, сочетавшая кадровые и территориальные формирования, введена постановлением Совете Труда и Обороны от 29 декабря 1922 г. и законодательно закреплена декретом ЦИК и СНК от 8 августа 1923 г. «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся». Этот декрет устанавливал основы организации, комплектования милиционных частей и соединений, порядок прохождения службы в них.

5. Специфика распределения военного бюджета СССР в годы военной реформы. При постоянном росте бюджета основная часть расходов приходилась на техническое снабжение войск (44,6% в 1927 г.), натуральное довольствие (26% в 1927 г.) и денежное содержание военнослужащих (22,9% в 1927 г.). В то же время доля организационно-административных расходов постоянно снижалась (с 7,6% в 1925 г. до 4,4% в 1927 г.)[3].

6. Широкое освещение различных сторон военной реформы на страницах советской печати. Итоги деятельности партии по укреплению вооруженных сил были подведены в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г. Основным итогом истекшего пятилетия (1924 – 1929 гг.) планового строительства Вооруженных Сил, – подчеркивалось в постановлении, – является создание крепкой, боеспособной армии, в политическом отношении вполне надежной, в техническом отношении стоящей на уровне развития производственных сил страны»[4].

Последующий опыт военного строительства свидетельствует о том, что военные реформы больше не проводились, а осуществлялись преобразования (перестройка) вооруженных сил. Отсюда вытекает необходимость четкого определения самого термина «военная реформа». То определение, которое дано в Советской военной энциклопедии, не отражает всего генезиса этого явления: «Военная реформа – существенное преобразование военной системы государства»[5]. Было бы целесообразным дополнить этот тезис следующим образом: вызванное коренными преобразованиями в области внешней политики, а также политическими, социально-экономическими  и духовными изменениями внутри общества.

Некоторые черты военной реформы носила перестройка в СССР в 1935 –1939 гг. Именно этот термин – «перестройка» – был выдвинут февральско-мартовским (1937 г.) Пленумом ЦК ВКП(б). Причиной этому послужило, то что в середине 30-х годов международная обстановка изменилась: сложились два очага мировой войны, возросла военная опасность для СССР. Первыми, кто обратил внимание на необходимость преобразований в Красной Армии, были военные руководители окружного уровня. В ЦК ВКП(б) и Наркомате обороны СССР стали поступать предложения из войск о ликвидации территориальных формирований и переводе всей Красной Армии на кадровое положение. Об этом в частности свидетельствуют письма командующего войсками Киевского военного округа И.Э. Якира и члена Реввоенсовета Г.Д. Хаханьяна от 27 августа 1932 г. в адрес Реввоенсовета СССР Северо-Кавказского военного округа А. Шифреса (1932 г.), которые предлагали поставить вопрос перед ЦК ВКП(б) о скорейшем переходе к кадровой системе комплектования[6].

Из преобразований в Красной Армии этого периода можно сделать некоторые выводы:

1. Резко сокращается круг участников разработки основных направлений преобразований. ЦК ВКП(б), изучив поступившие из войск предложения, рекомендовал Реввоенсовету в течении разработать план мероприятий по дальнейшему организационному укреплению Красной Армии. В апреле 1935 г. такой план был представлен и в мае одобрен Политбюро ЦК ВКП(б). Постановлением Совета Труда и Обороны от 16 июня 1935 г. предлагалось к 1 января 1938 г. постепенно довести количество дивизий в РККА до 106, увеличив при этом кадровых дивизий до 71[7]. К началу 1939 г. все дивизии Красной Армии стали кадровыми, и численный состав вооруженных сил с 1936 по 1939 гг. увеличился почти в 2 раза – с 1,1 млн. до 2 млн. человек.

2. Некритический, хвалебный подход к оценке реального положения в вооруженных силах особенно проявился в речи наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на  XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 г.[8]. А если учесть, что реальная оценка состояния дел  в вооруженных силах была изложена в докладах командующими военными округами на заседаниях Главного военного совета в ноябре 1938 г., то речь К.Е. Ворошилова на съезде надо расценивать как явный обман советского народа (при поддержке Сталина и других членов высшего руководства). Самообман привел к тому, что к сентябрю 1939 г. в Красной Армии не стало территориальных дивизий, но не стало в полном объеме кадровых дивизий ввиду отсутствия достаточного материального обеспечения в ходе реорганизации. Анализ состояния реорганизованных дивизий свидетельствовал об их крайне низкой обученности и боеспособности[9]. А если учесть огромные масштабы репрессий среди военных кадров, совпавших с периодом реорганизации, то очевидно, что ожидаемого укрепления вооруженных сил от проводимых преобразований фактически не произошло.

Советское военное и партийное руководство, имея опыт реорганизации вооруженных сил при переходе от мира к войне, не воспользовалось этим опытом, что привело к провалу начального периода Великой Отечественной войны.

Источники и литература:

1. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. – М.: Воениздат, 1967. – С.137.

2. КПСС в резолюциях и решениях… – М.: Политиздат, 1984. – С.196.

3. Российский государственный военный архив (РГВА). – Ф.4. – Оп.18. – Д.421. – Л.19.

4. КПСС в резолюциях и решениях… – Т.4. – С.528.                                                                   

5. Советская военная энциклопедия. – М.: Воениздат, 1976. – Т.2. – С.194.

6. РГВА. – Ф.9. – Оп.40. – Д.132. – Л.253.

7. Красная звезда. – 1936. – 16 января.

8. XVIII съезд ВКП(б): Стенографический отчет. – С.146.

9. РГВА. – Ф.4. – Оп.14. – Д.2008. – Л.132.

Хостинг от uCoz