Наследие военной элиты русского зарубежья

Гурьянчик В.Н.

Ярославское  высшее  зенитное  ракетное  училище  ПВО

 

Творчество русской военной эмиграции является составной частью двухвековой русской военно-теоретической мысли. Работы военных писателей русской эмиграции посвящены широкому спектру проблем военного дела. Это и философия войны, история русской армии, история 1-й мировой войны, история гражданской войны, устройство «будущей русской армии», армия и политика – таков неполный перечень предметов ее интереса. Но особенно стоит выделить работы по духовно-нравственной стороне военного дела, не потерявшие актуальность и в настоящий момент.

Военные писатели Русского Зарубежья рассматривали эту тему всесторонне, порой делая ее философски «тяжелой». Духовно-нравственная сторона военного дела имела большое значение для эмиграции, думающей о будущей русской армии.

Боевое качество и моральный облик вооруженной силы нашли выражение в следующих морально-психологических основах: а) государственно-политическое и военное сознание воинов; б) национальный характер военного дела; в) воинский дух; г) воинское воспитание д) военная психология; е) воинская дисциплина; ж) традиции; з) искусство командования, моральная сила вождей; и) идеалы борьбы и «стратегия духа».

Практический военный опыт, нашедший выражение в трудах лучших представителей офицерского корпуса России, указывает на главную цель реформирования вооруженных сил: возродить и воспитать дух армии. Практическая реализация данной целевой установки связана с решением нескольких задач:

1.Чтобы выработать условия и возможности для духовного возрождения армии, необходимо отказаться от системы «вооруженного народа». Р. Фадеев, М. Меншиков, А. Геруа, А. Баиов, Е. Месснер, практически все представители военной эмиграции указывали на опасный характер всеобщий воинской обязанности в российских условиях.

2. Развитие военного искусства является важным условием укрепления духовной силы армии. Наличие военного искусства позволяет добиваться успеха моральным превосходством над противником и разрушением его моральных сил в ходе военных действий и подготовки к ним.

По мнению писателя военной эмиграции П. Изместьева: «Армия не боеспособна, если она не одушевляется и не проникнута во всей своей массе: инициативой, интеллектуальностью, честью, профессиональной гордостью и сознанием долга».

3. Важнейшей задачей духовно ориентированной военной реформы, по мнению военной эмиграции, является интеллектуальное возвышение армии, достигаемое через усвоение духовного наследия предшественников, изучение и творческую переработку лучших достижений мировой военной культуры и военного искусства. «История армии и ее народа, эта сокровищница памятников и пособий для воспитания и для образования народного самосознания – этих краеугольных основ развития и утверждения истинного, а не мнимого военного духа».

4. Совершенствование военного законодательства, разработка и принятие соответствующих военных законов, основывающихся на высших идеалах, положительных традициях русской армии, и не просто регулирующих военную жизнь, но и обеспечивающих эффективную военную политику и достойную военную службу в интересах России.

5. Восстановление системы религиозно-нравственного воспитания войск, как традиционной для русской армии.

6. Борьба не только с хроническими недостатками военной организации и службы, но и с негативными явлениями жизни и человеческой природы.

Из вышесказанного следует, что творчество и научно-образовательная деятельность русской военной эмиграции имели ярко выраженную духовную направленность. Ее представители проявили устойчивый интерес к духовному фактору в военном деле, создали множество работ, посвященных «нравственному элементу».

Мировоззренческой позицией русской военной эмиграции был военный идеализм. Он утверждал превосходство духа над материей в вооруженной борьбе, полагал дух во главу угла ратного дела, а душу армии превозносили как животворящее начало.

Душа армии – это совокупность всего духовного происходящего во внутреннем мире армейского организма, нематериальное, познающее начало, обеспечивающее преемственную связь поколений воинов, веками вырабатывающее и закрепляющее в войске морально-нравственные качества, позволяющие армии осознанно выполнять долг по защите Отечества, одерживать победы и возрождаться в случае поражения или упадка.

Значение огромной духовной работы военных писателей Русского Зарубежья состоит в том, что в течение десятилетий они сохранили для будущих поколений защитников духовную сущность русской армии и память о ней.

 

Источники и Литература:

1.              Душа армии (Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооружённой силы). – М.: Военный университет, Независимый военно-научный центр «Отечество и воин», «Русский путь», 1997.

 

Хостинг от uCoz