Военно-судебная система России (исторический аспект)

 

Захаров Н.В.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны

 

Важнейшей гарантией правопорядка и законности является правоохранительная деятельность государства, которая осуществляется через систему государственных органов, именуемых правоохранительными.

Система правоохранительных органов в Вооруженных Силах Российской Федерации или органов военной юстиции включает в себя военные суды, военную прокуратуру, военно-следственные органы и юридическую службу Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти органы созданы и осуществляют свою деятельность в целях обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности и правопорядка.

В ходе проходящих в России преобразований, направленных на построение правового государства, изменилась сущность деятельности военных судов. Поэтому представляется актуальным рассмотреть исторические вопросы военно-судебной системы России.

Первые упоминания о военных судах встречаются в конце XVI - начале XVII веков. Такими судами были воеводские суды и суды полковых судей. Эти суды образовывались и рассматривали дела только во время войны, то есть были временными судебными органами. Несмотря на это, их можно считать прообразами современных военных судов.

Появление первых военных судов было связано с необходимостью осуществления судебной власти в военных организациях того времени, стрелецких и пушкарских полках. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.

Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I. Этот период истории ознаменован созданием в России регулярной постоянной армии и появлением специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В 1715 - 1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав, который нормативно закрепил создание в России военно-судебной системы. В нем содержалась специальная глава "О суде и судиях", в которой были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: 1) высший (генеральный) суд; 2) низший (полковой) суд; 3) "скорорешительный суд" (для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства).

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет.

В 1867 году при императоре Александре II была проведена военно-судебная реформа, принят Военно-судебный устав. Получили нормативное закрепление вопросы подсудности военных судов, принципы их деятельности, такие, например, как состязательность, равноправие сторон, устность, гласность. Созданная военно-судебная система включала в себя: 1) полковые суды, 2) военно-окружные суды, 3) Главный военный суд (с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе).

Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за "охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами".

Военные суды в России продолжали существовать и в период действия Временного правительства (февраль - октябрь 1917 г.).

Стартовой чертой, с которой началось развитие современных военных судов, является образование в 1918 году военных трибуналов, послуживших спустя десятилетия основой для создания военно-судебной системы нового Российского государства.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом от 14 октября 1918 г. № 94 учредил Военно-Революционный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР). 8 декабря 1918 г. приступил к работе Реввоентрибунал Республики, взявший на себя руководство реввоентрибуналами в войсках. Таким образом, началось возрождение или второе рождение отечественной военно-судебной системы. С этого времени дату 8 декабря принято считать днем создания военных трибуналов (военных судов). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский.

Переход к мирному строительству обусловили сокращение Красной Армии и необходимые структурные преобразования военных трибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета Республики и революционных военных советов фронтов и армий они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было Постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г. "Об объединении всех Революционных трибуналов Республики". Упразднялись почти все революционные тыловые военные трибуналы. Функции последних были переданы так называемым военным отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.

В 1923 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР. 23 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение о Верховном Суде Союза ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав. Фактически она начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924 г. Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале 1924 г. стал В.А. Трифонов.

С принятием Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926 г.) реввоентрибуналы переименованы в военные трибуналы, а Военная коллегия стала вышестоящей инстанцией для всех военных трибуналов.

Незабываем опыт Великой Отечественной войны. В этот период компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. "О военном положении" устанавливалось, что "в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов". Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.

С принятием в 1957 году Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 году нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 года компетенция Военной коллегии и военных судов особых изменений не претерпела.

С учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории, по предложению Верховного Суда Постановлениями Президиума Верховного Совета от 28 декабря 1991 г. "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" и от 13 января 1992 г. "О военных трибуналах" Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия работает в составе Верховного Суда Российской Федерации. 21 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов России вернул военным трибуналам наименование "военные суды", сохранив их в судебной системе страны.

Значимым событием стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации". Закон определил военные суды как федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, вывел военные суды из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования, передав их штаты, вопросы обеспечения в Верховный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Таким образом, рассматривавшиеся прежде как карательные органы, военные суды стали органами судебной власти, осуществляющими правовую защиту военнослужащих, превратились в органы защиты их интересов и действующими на основе демократических принципов Конституции Российской Федерации и российских законов.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право. Учебник. М.:ООО Издательство «Юрлитинформ», 2008 г. - 456 с.

2.     Петроченков А.Я. Становление и развитие системы военных судов (военных трибуналов) в России. Статья. "Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2004 г.

Хостинг от uCoz