Изучение архивных собраний в монастырях Верхнего Поволжья
(вторая половина XVIII – XIX в.)
Денисов В.В.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей (г.Углич)
В синодальный период произошли существенные изменения в комплектовании архивных собраний монастырей РПЦ. Еще в правление императора Петра I ведущую роль в правовом регулировании деятельности государства и церкви начали играть правительственные указы по самым разным вопросам. Глубокое проникновение государственного вмешательства во все сферы деятельности РПЦ привело не только к значительному росту количества законодательных актов, но и увеличению числа подзаконных актов.
В самом конце XVIII в. государство и церковные власти начали задумываться о привлечении архивных собраний монастырей РПЦ к изучению истории. Если в средневековый период хранение в обителях грамот и прочих документов было связано с обеспечением их юридических прав на пожалованное имущество, то на протяжении XVIII в. сформировалось отношение к ним как к ценным историческим источникам. Это было обусловлено уровнем развития отечественной исторической науки.
В архивных фондах монастырей Верхнего Поволжья, формировавшихся в конце XVIII в., сохранились документы, характеризующие государственную политику в этом вопросе. Так, в указе от 29 марта 1792 г., присланном из Святейшего Синода, «…изображено: как по случаю собираемых во исполнение имяннаго высочайшаго повеления из монастырей и других мест летописцов и других подобных тому относящихся к Российской истории сочинений Святейшим Синодом усмотрено, что в древние времена многия из духовнаго звания, а особливо из монашества были трудолюбцы, упражнявшиеся в записках о случающихся, которые и к продолжению или поправлению Российской истории послужить могут, а сие полезнейшее упражнение совсем оставлено…». [1; Л.2]
Настоятели монастырей Ярославской епархии по-разному исполнили вышеупомянутый указ. Так, игуменья угличского Богоявленского монастыря Августа рапортовала в консисторию о том, что «в сем монастыре никаких записок по вышеписанному предмету до сего числа не имеется». [1; Л.28] Аналогичные ответы направили настоятельница ярославского Казанского монастыря Маргарита, строитель угличского Николо-Улеминского монастыря Амфион, настоятель любимского Спасо-Геннадьева монастыря Феофилакт и другие. [1; Л.8,35,36] В некоторых обителях подобные документы были заведены в разное время: в угличском Покровском и ростовском Авраамиевом с 1799 г., в ростовском Рождественском с 1808 г., в ростовских Белогостицком и Борисоглебском с 1810 года. [1; Л. 31, 38, 44, 49, 59. 31, 38, 44, 49, 59] Анализ письменных источников показывает, что относящиеся к концу XVIII в. попытки Святейшего Синода привлечь настоятелей монастырей к изучению местной истории лишь отчасти оказались успешными.
Одним из наиболее ранних документов, относящихся к началу XIX в., являлся императорский указ от апреля 1804 г., позволявший историографу Николаю Карамзину работать с древними рукописями во всех монастырях и библиотеках Святейшего Синода. [2; Л.63] Не подлежит сомнению, что означенный документ, обязывавший монастырские власти оказывать Н.М. Карамзину всяческое содействие в его изысканиях помог ученому успешно завершить свой труд. В июле того же года в монастыри был разослан документ, связанный с учреждением при Московском университете «Общества истории и древностей Российских». [2; Л.66] Монастырским властям предписывалось подготовить описи всем летописям и хронографам, хранящимся в монастырях, и отправить их в «Общество…» для изучения.
В начале XIX в. государственные и церковные власти снова обратились к идее использовать возможности духовенства для изучения местной истории. В 23 июня 1814 г. был опубликован указ императора Александра I, «чтоб находившиеся в монастырях и при соборах из ученых всевозможно старались упражняться в замечании в случающихся достопамятностях к продолжению Российской истории и записки о том упражнении оставляли в монастырях настоятелям, а в соборах протоиереям для хранения в ризницах». [1; Л.2] Текст документа, помимо распорядительной части, содержал подробное описание порядка ведения подобных записок. Таким путем Святейший Синод пытался облегчить задачу представителям духовного сословия, на которых возлагалась ответственность за составление «книг достопамятностей».
В указе было подробно разъяснялись требования церковных властей по оформлению рукописей. Тем настоятелям монастырей, которые ранее других озаботились составлением подобных книг, было предписано немедленно рапортовать, «что учинено по сие время во исполнение оных, приложа на особенных тетрадях и копии с записок исторических, где оные уже сочинены кем-либо, с показанием имен сочинителей». [1; Л.2] Для ведения записей рекомендовалось завести «белые книги», которые должны включаться в опись церковных книг. Сведения в «книгу достопамятностей» следовало вносить чистым и четким, сколько можно, почерком.
Лица, ответственные за ведение книг, должны были вносить в них события достойные замечания, «без дальней заботливости о красноречии», ясно, с указанием года, месяца и числа каждому случаю. «Неопытные в сем деле могут найти для примера себе летописцы и записки, напечатанные на русском языке, как-то: летопись Преподобного Нестора, Степенные книги, записки касательно Российской истории и многие другие». [1; Л.2] Кроме того, «сочинителям» рекомендовалось собственноручно подписывать свои труды с указанием имени, отчества, прозвания и точной датой внесения записи. Для обеспечения сохранности записки предлагалось хранить в ризницах. Контроль за исполнением указа возлагался на благочинных.
Несколько аналогичных документы из Святейшего Синода было разослано в епархии Верхнего Поволжья позднее. Так, в 1816 г. по распоряжению архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) был снят список с «Летописи о граде Угличе», находящейся в угличском Алексеевском монастыре. [3; С.85] Тогда же были сняты копии с летописца из Николо-Улейминского монастыря и целого ряда других источников. [3;85] Интересный указ, датированный 1817 г. связан с выходом в свет «Истории Российской иерархии». В нем настоятели и настоятельницы всех монастырей приглашались делать дополнения к этому капитальному труду. [4; Л.29] В фонде Ярославской духовной консистории сохранился указ от 26 марта 1818 г. «о доставлении верных списков с писцовых по монастырям и церквам имеющихся книг». [5; Л.355] В фонде Тверской духовной консистории имеется «Дело по указу Св. Синода о распространении по Духовным Правлениям всех епархий порядка содержания архивов и донесения о их благосостоянии», датированное концом 1820-х годов. [6; Л.1]
Примерно в это же время к изучению документальных собраний монастырей РПЦ подключилась Академия наук. Указом императора Николая I от 19 сентября 1828 г. «О проведении археографического путешествия по России и о допуске ученых-археографов в хранилища духовного ведомства» было предписано, «дозволить Академии Наук отправить для такового путешествия избранного чиновника Государственной Коллегии Иностранных дел Титулярного Советника Строева, если начальство его не встретит к тому препятствий». [7; Л.62-62 об.]
Министр внутренних дел предписал всем губернаторам оказывать экспедиции Академии наук всякую помощь, «но, само собою разумеется, что сей археограф и все лица, при нем быть могущие, во всех городах и селениях квартиры должны нанимать сами от себя и прочие издержи на свои переезды производить из суммы, им ассигнованной». [7; Л.62-62 об.] П.М. Строеву было разрешено делать выписки из документов и книг, хранящихся в собраниях духовного ведомства, а также приобретать для академических нужд у частных лиц рукописи, редкие печатные книги, монеты и прочие вещи. Передавать экспедиции какие-либо материалы из хранилищ Святейшего Синода категорически запрещалось. Можно отметить, что по итогам вышеупомянутой экспедиции был опубликован значительный актовый материал.
К середине XIX в. относятся первые попытки комплексного изучения монастырей. Примером такого подхода служит указ императора Николая I о составлении церковно-исторических и статистических описаний епархий РПЦ по одобренной Святейшим Синодом программе, датированный 30 апреля 1851 года. [8; Л.33] В состав сего описания предполагалось включить значительный объем сведений о существующих и упраздненных монастырях. В соответствии с ней в епархиях был подготовлен пространный перечень, состоящий из 14 обязательных вопросов. Следует отметить, что разработанная Святейшим Синодом комплексная программа описания монастырей, в целом, включала в себя все основные сведения о них. Поэтому она внесла существенный вклад в становление и развитие церковно-исторической науки.
В 1855 г. анкету, сходную с программой Святейшего Синода, разработало Императорское археологическое общество, «желая привести в известность русские древние памятники», распространило по епархиям «Записку для обозрения русских древностей». [9; №21] Указ от 3 мая 1873 г. предписывает «доставить сведения, не хранится ли в ризницах монастырей и соборов каких-либо писем и бумаг императора Петра Великого». [10; Л.35] В настоящее время неизвестно, предпринимались ли в монастырях Верхнего Поволжья какие-либо разыскания в соответствии с вышеназванными документами или нет, однако в архивах обителей сведений об этом не зафиксировано. Еще одна попытка привлечь духовенство к краеведческим исследованиям была предпринята в 1876 г. Сохранилось распоряжение Синода согласно указа императора Александра II о ведении церковных летописей. [11; Л.55]
Завершая статью, необходимо отметить, что в конце XVIII – XIX в. велась активная работа по изучению архивных собраний в монастырях Верхнего Поволжья. Это было связано с назревшей потребностью в разработке хранившегося в обителях массива письменных источников для целей развития отечественной исторической науки. Активное участие настоятелей монастырей в организации и проведении исследований стимулировало развитие церковного краеведения.
Источники и литература:
1 Государственный архив Ярославской области (далее ГАЯО). Ф.230. Оп.1. Д.5665.
2 ГАЯО. Ф.230. Оп.1.Д.21.
3 Денисов В.В. Монастыри и культура Угличского Верхневолжья. Углич: УИХМ, 1998. С.85.
4 Угличский филиал Государственного архива Ярославской области (далее УФГАЯО). Ф.36. Оп.1. Д.33.
5 ГАЯО. Ф.230. ОП.1. Д.4221.
6 Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф.160. ОП.1. Д.5579.
7 УФГАЯО. Ф.39. Оп.1. Д.97.
8 УФГАЯО. Ф.39. Оп.1. Д.120.
9 Записка для обозрения русских древностей // ЯГВ. 1855. ч.неоф. №21.
10 УФГАЯО. Ф.36. Оп.1. Д.60.
11 УФГАЯО. Ф.39. Оп.1. Д.155.