Окончательное оформление служивого сословия из казачества южных губерний Российской империи
в XVIII в.
Литвин Ю.В.
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
На сегодняшний день трудно определить достоверно, когда и где именно на обширных территориях южных рубежей российского государства появились первые поселения казаков. На первоначальных этапах своего становления казачья община не вела письменных отчётов о своей деятельности, а документы, давшие бы исследователям наиболее полное представление о формировании казачества в южных регионах российской империи, так называемый Донской архив, был уничтожен пожаром в 1744 году в городе Черкесске [1.С. 3]. Первые письменные упоминания о казаках мы можем обнаружить в российских летописях XV столетия. В 1444 году в повести о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский упоминается о казаках, обитавших по Червленому-Яру. А в 1538 году в летописи упоминается о вольных (воровских) казаках в Южных пределах Руси [2. С.5].
Нет единого мнения и о происхождении самого слова казак, различные авторы трактуют его по разному, от народа кавказского – косогов, от казар – народа скифского, от именуемых у татар воинов-бродяг, от значения этого слова на половецком языке – страж, передовой [2. С.5].
Александр Ригельман по долгу службы бывший в окружении донских казаков и написавший книгу об истории, быте и их нравах, датируемую 1778 годом замечал, что к XVIII веку у донских казаков не сохранилось не то что письменного источника о своих пращурах, не было единого устного повествования. Он приводит легенду, повествующую о том, что их прародителем был успешный охотник, открывший для себе богатые угодья на реке Дон, а затем к нему стали присоединяться и другие[3. С.4]. Точно такую же легенду имели и Запорожские казаки[3.С.4].
Кто бы ни являлся прародителем казаков на южных границах российского государства, бесспорно можно утверждать, что эта общность имела постоянную подпитку со стороны беглых людей с территории русского государства, бежавших от крепостного произвола, от опричнины Ивана грозного, от смуты времён Годунова, от польских захватчиков, и просто лихих людей. И тот первоначальный этнос был ассимилирован этими пришлыми людьми, их доминантной верой стало православие, но по заявлению того же Ригельмана, они не отождествляли себя подданными русского государства. О чем и говорили: « Я де, не Москаль, но Руской, и то по закону и вере Православной, а не по природе» [3.С.3].
К XVIII веку внешнеполитические интересы толкнули российское государство более пристально обратить своё внимание на крымский полуостров, лежавший так же в сфере интересов Османской империи. К этому времени на южных рубежах границы сформировалось два крупных, устойчивых казачьих объединения, это Донское войско и Запорожская сечь. Донское казачье войско уже более двухсот лет осуществляло охранные функции границ российского государства, получая жалованные грамоты и привилегии от Русских монархов.
По-другому дела обстояли с Запорожскими казаками. Вплоть XVIII столетия они сохранили независимость и зачастую могли выступать как на стороне Российского государства, так и переходить на службу турецкого султана. А так как российская империя все плотнее приближалась к занимаемым ими территориям, в их лице необходим был верный и надёжный союзник.
Широкий спектр реформ в российской армии проведённых Григорием Александровичем Потемкиным на посту вице-президента, а затем и президента Военной коллегии, самым непосредственным образом был связан с управлением новыми губерниями находившимися в непосредственной близости от границ Запорожского войска. Именно казачьи войска должны были выполнять функции охраны границ, разведки, участвовать в хозяйственном освоении новых земель.
Особенно это было актуально в свете Пугачевского бунта, когда к восставшим присоединялись отряды Яицких казаков.
А причиной не спокойствия тех казачьих объединений, Потемкин видел в Запорожской Сечи и ее непокорных обычаях. С ее обычаями Потемкин был знаком по участию в военных действиях против Турции 1768-1774 годов, когда под его началом действовали запорожцы, тогда он познакомился с их нравами и сам по казацкому обычаю принял в 1772 году, прозвище Грицко Нечеса [4.С.119].
Многое в обычаях Сечи не понравилось Потемкину. На Дону и на Яике казаки обзаводились хозяйством, женились, жили семейно, обрабатывали землю, пасли скот. При таком устройстве правительству легче было привести их к покорности, договориться о службе в обмен на льготы.
Запорожцам же законы запрещали обременять себя семьёй и хозяйством, они вели походный образ жизни, а все имущество, полученное в набегах, шло на прокормление вольницы. Это было чисто мужское военное содружество, насчитывавшее 60 тысяч человек [5.С.167], к тому же выходцы из сечи часто будоражили умы оседлых казаков призывами идти на вольницу.
Не могли похвастаться запорожские казаки и верностью в службе, так как служили за плату, кто платил больше на той стороне и воевали. А когда война прекращалась, запорожцы не гнушались и разбоем. С продвижением границы империи на юг Запорожское войско оказалось внутри страны, и Потемкин, назначенный генерал-губернатором Новороссии, столкнулся с многочисленными жалобами жителей на бесчинства запорожцев.
Поэтому Потемкиным был подготовлен от имени императрицы Манифест 3 августа 1775 года, который объявлял: « Мы восхотели через сие объявить во всей Нашей Империи ….., что Сечь Запорожская в конец уже разрушена…..»[6.С.176].
4 июня 1775 года войска под началом генерала П. А. Текелли без сопротивления заняли Сечь. Жители и земли Запорожской Сечи вошли в состав Новороссийской губернии. Казакам было объявлено, что те из них, кто согласится жениться и обзавестись хозяйством, смогут продолжить службу в качестве нового казачьего войска, а правительство, в свою очередь, поможет им землей и скотом. Что было сделано и доложено в докладе Потемкина от 20 апреля 1776 года, а занимаемые ими земли согласно Высочайшей Вашей были распределены по губерниям, вверенным в наместничество Потемкина Г.А. Земли лежащие по левую сторону Днепра вступили в Азовскую, а по правую сторона в Новороссийскую губернии [6.С.178].
К тому же деньги доставшееся после уничтожения казны Сечи, а именно 120 000 рублей, Потемкин Г.А с высочайшего дозволения императрицы направил на развитие хозяйства и домостроительство тех же самых казаков[6.С.179].
Позднее в 1783 году Потемкин Г.А созвал на службу оставшихся в России запорожских казаков и основал войско под названием « Коша верных казаков Запорожских», а в 1778 оно было переименовано в «Войско верных казаков Черноморских» [2.С.112].
Критики деятельности князя Потемкина упрекали его в излишней пристрастности к казачеству. Только блестящие операции черноморцев в компаниях войны с Турцией 1787 – 1791годов, доказали правоту Потемкина.
А в 1798 году офицерские казачьи звания были приравнены с офицерами армии, таким образом к концу XVIII казачьи войска были официально включены в состав Российской армии.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Савельев, Е.П. Древняя история казачества. Новочеркасск. 1915//Репринтное издание. Сост. Ю.В. Сергеев, Н.П. Рендаков.- Владикавказ.: СПАС, 1991. - 194 с.
2. Казачьи войска. Хроника гвардейских казачьих частей помещена в книге Императорская гвардия. Справочная книжка Имперской главной квартиры.// Под ред. В. К. Шенка. Сост. В.Х. Казин .- СПб.: Типография В.Д. Смирнова,1912.- 462 с.
3. Ригельман, А.И. История или повествование о Донских казаках отколь и когда они начало свое имеют, и в какое время и из каких людей на дону поселились и проч.,. Собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историй, летописей, древних дворцовых записок и из журнала Петра Великого, через труды инженер-генерал-майора и кавалера Александра Ригельмана 1778 года. // А.И. Ригельман- М.:Университетская типография, 1846.- 165 с.
4. Самойлов, А.Н. Жизнь и деятельность генерала-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического// Г. А. Потемкин. От вахмистра до фельдмаршала. Воспоминания. Дневники. Письма.- СПб.: Пушкинский фонд, 2002.-291с.
5. Дружинина, Е.И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 годах / Е.И.-Дружинина.- М.: Наука, 1959.-215 с.
6. Димов, В.А. Потемкин в жизни: Человек – миф восемнадцатого Века: Свод свидетельств о жизни и деятельности основателя Новоросии./ В.А. Димов. -М.: Классика, 2003. - 559 с.