Отечественная война 1812 г. и учебные заведения губерний Верхней Волги

 Оторочкина А.Е.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

Одним из важных проектов императора Александра I, активно реализуемым в первое десятилетие XIX  в., стала организация системы государственного образования. Для этого «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г. в Российской империи было создано 6 учебных округов. Учебно-научное и методическое руководство каждым из них осуществлял существующий или создаваемый университет. Так Ярославская, Костромская и Тверская губернии вошли в Московский учебный округ и оказались в ведении Императорского Московского университета. В Российской империи начала формироваться четко упорядоченная сеть казенных учебных заведений – губернские гимназии, уездные и приходские училища -  и налаженная система управление ими. Для контроля над  процессом организацией и распространения данной сети в губернии создавалась дирекция народных училищ, местные школы могли посещать представители Министерства народного просвещения, попечители учебных округов, «визитаторы» - университетские профессора.

К 1808 г. в России было 38 губернских гимназий и 126 уездных училищ. Действовали Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский университеты, Педагогический институт. По частной инициативе и на частные средства были открыты «Гимназия высших наук» кн. А.Г. Безбородко в Нежине (1805), «Высшее училище правоведения» (1805), Царскосельский лицей (1811). Ранее всего такое учебное заведение появилось в Ярославской губернии. В 1803 г. в губернском городе на средства дворянина П.Г Демидова было создано Демидовское высших наук училище, по правам его выпускники были приравнены к студентам Московского университета. К 1812 г. в учебном заведении числилось 54 студента [2, Л.18 об-19]. Благодаря усилиям его основателя в училище появились минералогический, физический кабинеты, минц-кабинет, коллекция эстампов, библиотека. В целом, по уровню коллекций, находящихся в «музеумах» «Ярославского Демидовского высших наук училища», учебное заведение не уступало Московскому университету. А сам город Ярославль называли «первым после Москвы местом по учебным заведениям»[1, Л.15].

Значительный ущерб развитию системы государственного образования в России нанесла Отечественная война 1812 г. Военные действия начались 12 июня, к концу августа французская армия находилась на территории губерний центральной России. Перед Министерством народного просвещения возникла задача сохранить созданные школы. 18 августа – началась подготовка к эвакуации Московского университета. 19 августа 1812 г. директора народных училищ и гимназий Ярославской, Тверской, Калужской, Тульской, Рязанской и Владимирской губерний получили предписание попечителя Московского учебного округа тайного советника, сенатора и кавалера Павла Ивановича Голенищева-Кутузова в случае опасности переправлять «лучшие вещи, дела и казну», «заблаговременно требовать от начальства» необходимое число подвод. Калужская гимназия и уездное училище были отправлены в Рязань [4, Л.6, 9]. Что касается ярославских учебных заведений, то местному руководителю Н.Ф. Покровскому было указано в случае приближения врага, «чтобы он с вверенной ему Гимназией, принадлежащими ей вещами и учителями следовал» первоначально в Кострому [1, Л.30], а позднее в Нижний Новгород [4, Л.10].

Быстрое продвижение войск противника, хаос и неразбериха, царившие в министерствах и ведомствах, значительно затрудняли процесс эвакуации школ. 30 августа из Москвы были отправлены первые, 31 августа – 1 сентября - последние университетские подводы с профессорами и учащимися. Несогласованность деятельности министерства народного просвещения и министерства внутренних дел, чиновников и учителей привели к тому, что погрузка вещей осуществлялась в спешке и бесконтрольно, а ценные предметы из «музеумов» университета были забыты в Москве. Большая их часть погибла в сентябре-октябре во время пожаров. Многим преподавателям и студентам пришлось выбираться из осажденного города самостоятельно.

Ярославская губерния оказалась в прифронтовой зоне с конца июля 1812 г. С 24 по 29 июля губернатором М.Н. Голицыном было проведено чрезвычайное дворянское собрание. Началось создание народного ополчения. После Бородинского сражения и оккупации французами Москвы в Ярославскую губернию прибыли десятки тысяч беженцев, раненых и больных, сюда направляли и пленных. Губернский город с июля месяца стал временной резиденций генерал-губернатора принца Г. Голштейн-Ольденбургского и его семьи [3, С. 249-250].

В Ярославль переезжают многие казенные ведомства и организации, в том числе и учебные заведения. В августе 1812 г. сюда по предписанию тверского гражданского губернатора были направлена губернская гимназия, были перевезены директором училищ этого края «казенные суммы» подведомственных ему школ. Руководивший из Костромы процессом эвакуации учебных заведений П.И. Голенищев-Кутузов предполагал вопреки существующему предписанию переправить в Ярославль и Московский университет. Московский главнокомандующий граф Ф.А. Ростопчин приказал направить университетские обозы в Нижний Новгород. Павел Иванович, чтобы реализовать свою идею, предписал двигаться университету по нижегородской дороге до Владимира и там ждать его дальнейших распоряжений. 5 сентября он отдал приказ университету выехать в Ярославль. Но получив 7 сентября известие, что французы находятся на ярославском тракте, он отменяет свое решение, и университетские обозы были отправлены в Нижний Новгород, куда и прибыли 18 сентября.

17 сентября 1812 г. из Ярославля в Романовскую вотчину (70 верст от города) были переправлены вещи Демидовского училища. Сохранившаяся переписка попечителя Московского учебного округа с директорами народных училищ показывает, что почта доходила до адресатов со значительным опозданием. Ситуация менялась быстро, и отдаваемые распоряжения не соответствовали действительному положению дел. Понимая это, П.И. Голенищев-Кутузов 8 октября приказал Ф.Н. Покровскому «оставаться в Ярославле до получения предписания». 10-11 октября французы покинули Москву. И уже 5 ноября попечитель указал руководству Тверской гимназии на необходимость вернуться из Ярославля домой. Сам Павел Иванович выезжает из Костромы в Ярославль 6 ноября «для восстановления дел в губернии». После двухдневной задержки в дороге попечитель добирается до губернского города. После его проезда, учителя Тверской гимназии начинают готовиться к отъезду. Город они покидают только 18 ноября [4, Л. 18-20]. В 20-х числах ноября из Нижнего Новгорода выезжают в Москву первые представители Московского университета. Сам процесс восстановления жизнедеятельности многих учебных заведений после потрясений 1812 г. занятнулся на несколько лет. Так занятия в казенных учебных заведениях губерний Верхней Волги начались только к концу 1813 г.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Государственный архив Ярославской области. Ф.549. Оп.1. Д.107. Л.15.

2. Там же. Ф.571. Оп.2. Д.2.

3. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г.: [сб. документов]. М., 1962.

4. Российский государственный исторический архив. Ф. 733. Оп.28. Д.181.

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz