АРМЕНИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ США

       (2001-2011г.г.)

Степанян Т.В.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

Армения, из-за своего геополитического расположения, во все времена на протяжении своей многотысячелетней истории, являлась предметом вожделения малых и больших, сильных и слабых соседей, а Армянский вопрос, как минимум уже два столетия, является предметом актуальной политики заинтересованных стран. В последние времена ситуация изменилась, и Армения сама стала фактором международной политики. И вот этот фактор не учитывается во всех планах по решению Арцахской (Карабахской) проблемы. Мир изменился, но Армения по прежнему является ключом к решению множества проблем. Так что же мы имеем на сегодняшний день? Выстроилась интересная цепочка взаимоисключающих и одновременно многообещающих интересов различных глобальных субъектов. Это - США, Европа, Россия, Китай, не оставим без внимания и субъектов регионального уровня Иран и Турцию. Официально решением вопроса занимается так называемая Минская группа, но подковёрная борьба идет на всех уровнях.

Чем же так важна маленькая Армения для такого глобального актора политики, как Америка? Для США, претендующий на статус единственной сверхдержавы, это - ключ к достижению цели. США пытается диверсифицировать энергопотоки для того, чтобы не зависеть от продавцов. Именно с этой точки зрения значение Армении важна, и именно с этой точки зрения проблема не может быть решена против ее интересов.

Рассмотрим соотношение сил непосредственно в регионе. Географическая сцена действий - Черноморско-Каспийский бассейн. Геополитически - она во много раз шире, поскольку происходящие здесь события имеют непосредственное влияние на весь остальной мир.

Нарушение status quo в отношениях между Арменей и рядом сил в регионе, приведут к дестабилизации всего Закавказья. Политические проекты, типа «Набукко», еще больше осложняют ситуацию.

Вашингтон видит себя в роли гаранта стабильности, необходимой для обеспечения свободного потока нефти из Каспийского региона на западные рынки. Каспийская нефть (пусть даже и не в таких больших объемах, как ожидалось ранее), во-первых, расширит для США выбор поставщиков топлива, уменьшив, таким образом, зависимость от какого-либо одного поставщика, например стран ОПЕК. Во вторых, расширение числа поставщиков ставит нефтеэкспортеров в определенную зависимость от США, что создает рычаги воздействия на эти страны в случае проведения ими политики, неугодной вашингтонской администрации.

Во время президентского срока Б. Клинтона США объявили Каспийско-Черноморский регион зоной своих жизненных интересов. Его значимость для США стала настолько велика, что проблемы Каспийского региона были выделены администрацией США в отдельное направление внешней политики. Были созданы специальный отдел по региону, целевая рабочая группа в составе Совета безопасности при президенте, был учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона.

После террористических актов в сентябре 2001 г. во внешней политике США возросла военная составляющая. Для усиления собственной безопасности США включили в сферу своего геополитического влияния вместе с прикаспийскими странами (Азербайджан, Казахстан и Туркмения) остальные страны Средней Азии и Закавказья, которые могут повлиять на положение в Каспийском регионе (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Грузия). США принадлежит идея создания сил немедленного реагирования, охраняющих объекты нефтедобывающей и транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе. Руководство среднеазиатских и закавказских стран в целом охотно поддержало новые инициативы США.

Экономическая нестабильность в прикаспийских странах, неурегулированный статус Каспийского моря, карабахский военно-политический конфликт между Арменией и Азербайджаном являются объектами американской политики. С одной стороны, они создают угрозу американским интересам в регионе. С другой же - Армения для Америки выглядит перспективным направлением для создания нефте-газо-транспортной инфраструктуры. Перспективный газопровод «Набукко» имеет шансы пройти по территории Армении. Развитие политических отношений в регионе, усиление конфронтационности в отношениях между Ираном и США заставили уже в 2004г. исключить Иран из возможных направлений развития «Набукко». Нестабильные отношения Грузии с Осетией и преобладание курдского населения на Грузинской территории, заставляют экспортеров опасаться  Грузии.

Решение Карабахского конфликта и открытие границы с Турцией откроет для Америки двери к долгожданным энергопотокам, а Армении  даст возможность строительства новой мощной АЭС, достройка 5-го блока Разданской, модернизация Ереванской теплоэнергостанций, полноценное использование газопровода Иран-Армения, строительство ГЭС и т.д. Говорить о том, что Армения автоматически включится в проект «Набукко», неверно. Но очевидно появляются общие интересы, мотивы для сотрудничества между Арменией и Америкой.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Автор: Стивен Р. Кови 7 навыков высокоэффективных людей Год выпуска: 2007 

2. Каспийский Бассейн: Проект "набукко" http://russian.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav072009aru.shml

3. Геополитика каспийского региона http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=20600306

4. Nabucco gas piprlline project  Международная группа мониторинга
Nabucco Watch: мониторинг СМИ http://nabucco.ge/

 

 

Хостинг от uCoz