УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ВОЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

Груздов А.Я.

Ярославское  высшее  зенитное  ракетное  училище  ПВО

 

В чём эти уроки и опыт? Назовём главные, разделив на общие и по противовоздушной обороне территории страны (ПВО ТС).

1-й общий урок. Организационное разделение (по аналогии с сухопутной и морской) наземной и воздушной сфер вооруженной борьбы. В них она ведётся страте­гически согласованно, но оперативно и тактически самостоятельно разными войсками и силами по замыслам, планам и под руководством разных командований.

2-й общий урок. Пространственное разделение всей зоны военных действий на зону наземных военных действий от линии боевого соприкосновения на глу­бину ответственности сухопутных фронтов (до 250-300 км) и зону противовоздушных военных действий от тыловых гра­ниц сухопутных фронтов, а в конце войны - армий их первого эшелона (50-70 км от переднего края) на всю глубину досягае­мости вражеской авиации (до 800-1000-1200 км).

3-й общий урок. Организационное разделение полного руководства войсками на оперативно-стратегическом уровне во всех сферах на административное руково­дство повседневной деятельностью объединений, соединений и частей командующими родами войск (после войны Главкомами видов ВС) и на оперативное руководство военными дей­ствиями, осуществляемое едиными оперативными командова­ниями в каждой сфере (сухопутными фронтами, фронтами ПВО, флотами). Довоенные советские руководители этого со­вершенно не понимали и всё руководство войсками и силами осуществляли только через Наркомат (министерство) обороны, военные округа и рода войск.

4-й общий урок. Переход во всех сферах с родовых ос­нов ведения борьбы родами войск (видами ВС) под полным ру­ководством их командующих (Главкомов) на общевойсковые основы ведения вооруженной борьбы объедине­ниями, соединениями и частями родов войск под руководством не административных командований этими родами войск, а единых (общевойсковых) оперативных командований всеми войсками и силами в каждой сфере независимо от их родовой (видовой) принадлежности. Это самое выдающееся достижение советского военного искусства в Великой Отечественной войне.

5-й урок по ПВО ТС. Преобразование противовоз­душной обороны территории страны в отличие от войсковой ПВО из зенитной в комплексную (комбинированную) авиационно-зенитную.

6-й урок по ПВО ТС. Переход благодаря этому от объ­ектовых принципов построения к зенитной и авиационной обороны отдельных объектов к территориально-объектовым принципам построения авиационно-зенитной обороны с задачей не отражения налётов только на обороняе­мые объекты, а активной борьбы с воздушным противником в границах районов ПВО ТС и в конце войны в границах ответственности объединений и соединений (армий, корпусов, дивизий) ПВО в интересах обороны всех видов объ­ектов тыла и стратегических коммуникаций за зоной наземных военных действий.

 7-й урок по ПВО ТС. Разграничение зон действий зенитных средств войсковой ПВО и ИА воздушных армий сухопутных фронтов с зонами действий соединений фронтов ПВО по тыловым границам сухопутных фрон­тов (армий 1-го эшелона фронтов) для прикрытия силами войсковой ПВО и ИА ВА сухопутных фронтов сражающихся наземных войск и сил флотов и обороны фронтами ПВО кроме стратегических объектов и коммуникаций оперативных коммуникаций, фронтовых объектов и оперативно-стратегических плацдармов. Целесообразность по обстановке сопряжения, перекрытия их зон действий и даже соз­дания временных общих группировок.

8-й урок по ПВО ТС. Широкое привлечение авиационных и зенитных средств ПВО ТС в крупномасштабных сухопутных войнах к борьбе с наземными силами и морскими десантами противника.

Поясним некоторые из этих уроков.

По 1-му общему уроку.

Лично разобравшись с развалом под ударами противни­ка довоенной пунктовой ПВО, раздельно подчинявшейся наря­ду с войсковой ПВО и соединениями ВВС командующим воен­ными округами по совместительству, И.В. Сталин 9 ноября 1941 г. Постановлением ГКО СССР № 874 изъял её и впервые создал самостоятельный род войск РККА - войска ПВО ТС (террито­рии страны), подчинённые только ему через заместителя по ПВО ТС.

Оперативным подчинением 39 истребительных авиапол­ков ВВС (1500 самолётов) противовоздушная оборона терри­тории страны в отличие от войсковой ПВО была преобразова­на из зенитной обороны отдельных объектов в авиационно-зенитную оборону территорий на всю глубину досягаемости вражеской авиации.(1)

22 января 1942 г. эти полки включены в состав Войск ПВО ТС. А 5 мая 1942 г. части и соединения фронтовой авиации ВВС (фронтовые бомбарди­ровщики, штурмовики, фронтовые истребители) объединены в воздушные армии фронтовой авиации, которые подчинили ад­министративно начальнику ВВС РККА, а оперативно - коман­дующим сухопутными фронтами.

Граница зон ответственности войсковой ПВО и ПВО ТС проходила по тыловым границам сухопутных фронтов (250-300 км от переднего края), а в конце войны - по тыловым границам армий их 1-го эшелона (50-70 км).

Объединения, соединения и части всех родов войск (ви­дов ВС в войну не было), ведущих вооруженную борьбу в каж­дой сфере, распределялись Ставкой ВГК для каждой операции и оперативно подчинялись общевойсковым командующим (сухо­путными фронтами, фронтами ПВО, флотами).

По 3-му общему уроку.

Вооруженная борьба совместным применением объеди­нений, соединений и частей всех участвующих войск и сил под единым (общевойсковым) командованием в каждой сфере позволяет более целесообразно сочетать свойства и особенности разных войск и сил, наращивая сильные и компен­сируя слабые стороны одних другими, и тем достигать более высокой общей эффективности, чем суммарная при их раздель­ных действиях.

По 4-му уроку для ПВО.

Совместное применение воздушных (авиационных) и на­земных (зенитных) средств борьбы с воздушным противником под единым прямым командованием вместо их «взаимодейст­вия» при разном подчинении не только позволило изменить само предназначение ПВО ТС но и перейти с объектовых на территориально-объектовые принципы её построения и ведения. Оно и повысило её общую эффективность за счёт:

обороны большего числа объектов;

целесообразного сочетания удачно взаимно дополняю­щих свойств авиационных и зенитных средств ПВО;

возможности совместного применения их в общих зонах для более интенсивного воздействия по противнику при масси­рованных налётах и в ограниченных пространствах со сниже­нием там опасности поражения авиационных средств зенитны­ми.

По 2-му общему уроку требуется особое пояснение.

На Руси испокон веков и до наших дней организацион­ному строительству вооруженных сил присущи два наказывав­шихся в каждой войне, но никогда не исправлявшихся, включая и сейчас, изъяна:

1) строительство армии в основном для мирного времени, а не для войны,

2) сведение его к созданию структуры войск и сил при опасной недоработке структуры руководства ими, особенно управления военными действиями.

Можно вспомнить стратегически бездарные начала, да и ведение Крымской (1853-1856 г.г.), Русско-японской (1904-1905 Г.Г.), 1-й мировой (1914-1918 г.г.), Советско-финляндской (1939-1940 г.г.) и "1-й чеченской" войн. Можно напомнить критику генерал-фельдмаршалом А.И. Барятинским сохранения этих изъянов при проведении в основном прогрессивной военной реформы в 60-70-х г.г. XIX века военным министром генерал-фельдмаршалом Д.А. Милютиным, который недооценивал эти изъяны и для войны ограничился разработкой лишь Наставле­ния по полевой службе войск.

А можно и ограничиться Великой Отечественной вой­ной. Накануне вся страна пела «Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов». С трибун 15-17-х партийных съездов грозились «бить врага на его территории малой кровью могучим ударом» и рапортовали каж­дому съезду о готовности нанести по «поджигателям войны» нарастающие «удар», «двойной удар» и «тройной удар». Мы твёрдо собирались воевать, но практически готовились к ка­кой-то абстрактной войне и совершенно не готовились к назре­вавшей и стратегически совсем не внезапной конкретной войне с Германией.[4]

К моменту нападения на нас она имела отмобилизован­ную 8-миллионную армию, которая около двух лет (с 1 сентября 1939 г.) воевала и захватила почти всю Западную Европу и северное побережье Африки.

В Германии были развёрнуты все органы военного руко­водства войной и управления войсками от Верховного Главно­го командования (Адольф Гитлер) и Ставки ВГК до батальон­ных и ротных пунктов управления со средствами телефонной и даже радиосвязи. С них командовали накопившие двухлетний боевой опыт кадровые генералы и офицеры.

Отработанные за два года войны организация и струк­туры вооруженных сил Германии и управления ими, равно как и основное вооружение, серьёзно не менялись в течение всей войны с Советским Союзом. Менялись по ходу развития собы­тий только их руководители.

Войну готовые к ней войска Германии начали сразу с действий по заранее разработанному военному плану. А Советский Союз, к тому же уничтоживший в политических (сталинских) репрессиях десятки тысяч лучших военных кадров и затеявший перенос оборонительных сооружений со старой на новую гра­ницу, как будто специально дожидался нападения и начал его отражение с реорганизаций, в том числе с создания военных структур оперативного руководства ВС и управления войска­ми. Вспомним примеры.[2]

На границе между Балтийским и Чёрным морями всё до­военное время держали пять военных округов, чтобы с началом нападения по плану войны переформировывать их в четыре фронта против известных заранее трёх главных направлений ударов врага (на Ленинград, на Москву и на Киев), а затем соз­давать три заблаговременно не подготовленных и потому без­деятельных стратегических командования. А почему не заранее - одновременно с опасным соседом (Германией)?

Мы не имели даже организационных структур военного времени, предназначенных и пригодных для оперативного руководства военными действами. У нас были только административные структуры мирного времени в виде наркомата обороны, родов войск и военных округов для руко­водства повседневной деятельностью ВС.

Все, что должно было и вполне могло быть создано и слажено заблаговременно, мы начали создавать только после военного нападения, под массированными ударами с земли и с воздуха полностью изготовившихся, внезапно и вероломно на­павших и стремительно рвавшихся вглубь нашей территории кадровых германских войск и сил. Да и начали это с промедле­нием и в шоке.

Лишь на следующий день после нападения (23.06.41 г.) создали Ставку Главного Командования, как высший военный орган руководства военными действиями ВС. Во главе поста­вили наркома обороны (С.К. Тимошенко). В одном лице были совмещены две разные по функциям должности в двух разных по предназначению органах мирного и военного времени. А что мешало создать эту Ставку гораздо раньше, хотя бы по аналогии с Германией, где орган такого назначения был создан до, а действовал с первого дня второй мировой войны (01.09.39 г.). Совместили по непониманию разницы в функциях.

Только на 8-й день (30.06.41 г.) был создан Государствен­ный Комитет Обороны (ГКО) СССР как единый чрезвычайный орган руководства подготовкой к ведению войны и фронта и тыла страны под председательством Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, перед этим принявшего на себя и обязанности Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. А что мешало создать такой орган еще в 30-е годы, ко­гда мы ежедневно официально и публично обвиняли Герма­нию, Японию и Италию в подготовке 2-й мировой войны, име­новали их «поджигателями новой войны» и заявляли со всех трибун о её неизбежности?

Лишь на 10-й день войны (02.07.41 г.), в условиях широ­комасштабных действий германских ВВС по объектам тыла страны и начала (с 01.07.41 г.) разведывательных налётов на Мо­скву, вышло Постановление Совнаркома СССР о всеобщей обязательной подготовке к противовоздушной обороне.

Здесь тоже можно было следовать Германии в офици­альной организации ею подготовки всего населения к защите от воздушных бомбардировок. А велась она там активно, не­смотря на клятвенные заверения главнокомандующего герман­скими ВВС и ПВО рейхсмаршала Германа Геринга, что "ни од­на бомба врага не упадет на города рейха ".

Только на 11-й день (3.07.41 г.) И.В. Сталин вышел из шокового состояния, пришёл в себя и собрался с первым обра­щением к народу по радио, объявив о военном нападении на нас и призвав весь советский народ сплотиться для отпора аг­рессору. Нелишне сравнить, что уже на 6-й день войны мы по­теряли столицу Белоруссии г. Минск, а через неделю после вы­ступления И.В. Сталина, враг начал штурм Смоленска и рвался к Москве.

Лишь на 12-й день (4.07.41 г.) ГКО СССР принимает По­становление о разработке военно-хозяйственного плана обеспе­чения обороны. Резонный вопрос: а когда же его разрабатывать и тем более выполнять и почему это не сделано гораздо рань­ше?

На 17-й день (9.07.41 г.) и на 9-й день после начала разве­дывательных налётов на Москву ГКО СССР принял Постанов­ление о противовоздушной обороне столицы. Это произошло всего за две недели до первого массированного налёта на Мо­скву (22.07.41 г.). А ведь ничто не мешало принять его до напа­дения. Не понимали, что ПВО - силы постоянной готовности.

На 18-й день (10.07.41 г.) вместо просуществовавшей 17 дней и не оправдавшей себя Ставки Главного Командования во главе с наркомом обороны Постановлением ГКО СССР была создана Ставка Верховного Командования как высший орган не только военного руководства ВС, но и государственного руко­водства ведением войны. Её председателем стал совместивший 4-ю должность И.В. Сталин.

Одновременно были образованны три Главных коман­дования стратегических направлений: Северо-Западное, Запад­ное, Юго-Западное (К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, С.М. Будённый). Это тоже можно было сделать или хотя бы подго­товить заблаговременно, так как сами направления официаль­но существовали давно и значились даже в военных учебниках, но никак не были оформлены организационно.[3]

Ещё через 9 дней - на 27-й день войны (19.07.41 г.) И.В. Сталин вынужден принять и 5-ю должность - Наркома обороны СССР - для руководства повседневной деятельностью и всеми текущими делами ВС, не объединяя (не сливая) это с руково­дством военными действиями. Для этого у него было два раз­ных аппарата.

Ровно через месяц после начала войны (22.07.41 г.) и по совпадению в день первого ночного воздушного налёта 250 бомбардировщиков на Москву ГКО СССР принимает два По­становления: «Об организации противовоздушной обороны важ­нейших промышленных и экономических объектов и пунктов СССР», на которые уже сыпались бомбы, и «О противовоздуш­ной обороне г. Ленинграда» (месяц спустя после первого налёта на него - 23.06.41 г.). Эти Постановления были продиктованы тем, что развалившиеся под наземными ударами агрессора «ок­ружные» зоны ПВО под командованиями сухопутных фронтов и военных округов ничего сделать не могли.[4]

На 47-й день войны (8.08.41 г.) просуществовавшая 29 дней Ставка Верховного Командования реорганизована в Ставку Верховного Главного Командования (Ставку ВГК) под председательством совместителя уже пяти высших государст­венных, военных и партийной должностей И.В. Сталина, за­нявшего теперь и 6-ю должность Верховного Главнокомандую­щего.

Подчинённые военным округам, а после нападения пе­реподчинённые сухопутным фронтам силы войсковой ПВО и ПВО ТС полностью развернулись на боевых позициях к исходу 1-3-х суток, тогда как в 1-й половине дня нападения наши ВВС потеряли 800 самолётов на земле и 400 в воздухе, а за 9-дневную воздушную наступательную операцию - 3143 самолё­та.[1]

И только на 5-м месяце войны (9.11.41 г.), убедившись в полной непригодности для современной войны довоенной ПВО ТС и, понеся колоссальные материальные и людские военные и гражданские потери, мы приступили к созданию военной систе­мы ПВО ТС без серьёзных проработок и завершили её по-настоящему лишь к середине столь длительной войны.

Далеко не полностью перечисленная и продолжавшаяся реорганизаторская деятельность вместо руководства и органи­зованного ведения военных действий осуществлялась не пла­номерно на основе заранее продуманных и намечавшихся, но запоздавших с реализацией решений. Их просто не было. Ли­хорадочная деятельность в первые месяцы войны осуществля­лась на основе наспех принимавшихся по обстановке и потому часто уточнявшихся и даже менявшихся решений, о чем убеди­тельнее всего говорят их нелогичность и частота изменений. Никакой диалектики развития ни теории, ни практики руково­дства и управления в них не было.

Не подготовившись к войне как следует, мы в самый тя­жёлый период битвы за Москву начали и всю первую половину войны проводили полную реорганизацию своих Вооруженных Сил и особенно противовоздушной обороны территории стра­ны. Пути решения вопросов искали ценой миллионов жизней и колоссальных разрушений в чистом виде «методом проб и оши­бок» и другого в тех созданных самими условиях, видимо, быть не могло - не было времени. Была неизбежная, неотвратимая расплата за ошибки и некомпетентность.

Реализовав эти уроки под воздушными и наземными ударами врага очень дорогой ценой жертв и разрушений на фронте и в тылу только к середине войны, мы отвергли довоен­ную организацию управления военными действиями и в том числе подчинённую военным округам и сухопутным фронтам довоенную организацию ПВО ТС.

Наряду с довоенными административными структурами (Наркомат обороны, командования родами войск и военными округами) создали самостоятельные оперативные структуры: Верховное Главное Командование (Ставку ВГК как орган ру­ководства военными действиями Верховного Главнокоман­дующего и саму эту должность), Главные командования стра­тегическими направлениями и группировками и наконец пол­новластные сухопутные фронты и фронты ПВО. Полное руко­водство войсками и силами имевшихся в Красной Армии шести родов войск (стрелковые войска, артиллерия, бронетанковые войска, авиация, воздушно-десантные войска, войсковая ПВО) и четырёх специальных войск (инженерные, химические, связи, дорожные) разделили на административное и оперативное.[4]

За начальниками (с 1943 г. командующими) родами войск оставлено только административное руководство повсе­дневной деятельностью в мирное и в военное время (обслужи­вание, эксплуатация, комплектование, обучение и подготовка личного состава, ремонт, восстановление вооружения, все виды обеспечения).

В США после войны создано и до сих пор суще­ствует ещё более чёткое и разумное разделение руководства на административное и оперативное. Административное руково­дство всеми родами войск и сил осуществляется не видами ВС, как ошибаются многие, а тремя министерствами (ВВС, ВМС, Армии) с более широкими, чем наши рода войск и виды ВС, функциями и полномочиями. Рода войск и сил сведены в них не по оперативному предназначению, а по сходству вооружения: в одном всё, что летает, в другом всё, что плавает, в третьем всё, что перемещается по земле - независимо от того, в каких сферах борьбы и под чьим командовани­ем какие войска и силы применяются. Ведением ими военных действий министерства не руководят (не «командуют» ими). Так обеспечивается более экономичное повседневное содер­жание ВС.

Руководство военными действиями оперативно подчи­няемых или придаваемых объединений и соединений, приме­няемых в данной сфере вооруженной борьбы родов войск (сил), осуществляется полновластными органами оперативного руко­водства: зародившимися у нас в войну Главными командова­ниями стратегических направлений и группировок и особенно командованиями сухопутными фронтами, фронтами ПВО, и флотами, а в США после войны - Главными командованиями стратегическими наступательными силами, стратегическими оборонительными силами и силами общего назначения. Им министерства ВВС, ВМС и Армии передают свои войска и си­лы. Так обеспечивается более эффективное применение ВС.

Только отчётливо разделив все сферы вооружен­ной борьбы (наземную, воздушную, морскую) и действующие в них рода войска и силы, а также управление ими на административное и оперативное, перейдя в каждой сфе­ре с родовых на общевойсковые основы ведения воо­руженной борьбы и на равных организовав их стратегическое взаимодействие, мы научились воевать и победи­ли.

Г.К. Жуков глубоко, по-военному лаконично и ёмко оценил это так:

«В ходе Великой Отечественной войны наши Вооружен­ные Силы в совершенстве овладели искусством ведения не толь­ко крупных операций и полевых сражений, но и борьбы в воздухе с сильным и опытным воздушным противником. При этом борьба на земле и в воздухе осуществлялась в тесном взаимодействии и согласованно по целям и задачам».[3]

Трагичная изначально, недооценка организации руково­дства ВС наравне с организацией их самих трагична вдвойне сегодня в условиях бесконечного реформирования Вооруженных сил.

Названные и другие уроки и опыт Великой Отечествен­ной войны, и общие и по ПВО ТС, - это самые выдающиеся достижения мирового военного искусства XX века.[4]

Войска ПВО страны с переменным успехом десятиле­тиями вели отчаянную борьбу за сохранение основ военной организации самостоятельной ПВО страны и в послевоенное время.

Уроки и опыт войны по ПВО страны сегодня, к сожалению, новым поколением строителей ВС забыты.

 

 

Источники и Литература:

 

1. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее   

    справочное издание/Сост. Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Буриков, В.В.  

    Гуркин. - М., 2009.

2. Гареев М. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства.

    М.,1996.

3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 2. - М.,1990.

4. Ерохин И.В. Зигзаги военной реформы. Тверь, 2002.

 

Хостинг от uCoz