Совершенствование системы военного образования

Российской  Федерации в начале ХХI века

 

Монахов О.Н.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

В условиях коренной трансформации российского общества, когда в Вооруженных Силах Российской Федерации продолжаются значительные системные преобразования и структурно-функциональные изменения, принципиально важно создание научно обоснованной концепции военного образования: чему, в каком объеме и на каком уровне учить.

Эти вопросы остаются одними из главных в проведении модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации. Выступая с докладом на Госсовете РФ 8 февраля 2008 года «О стратегии развития России до 2020 года» В. Путин отметил: «… Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» [1].

Следует отметить, что деятельность по реформированию военного образования осуществлялась с момента создания Вооруженных Сил Российской Федерации и строилась на основании следующих документов:

Концепции развития системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная министром обороны Российской Федерации в 1993 году;

Программа совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденная министром обороны Российской Федерации в 1998 году.

Одним из последних документов в этой сфере является федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденная Правительством Российской Федерации в 2002 году.

Федеральная программа реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года была направлена на решение следующих задач:

1. Создание условий для полного удовлетворения потребностей в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета.

2. Повышение качества военного образования.

3. Повышение эффективности управления военным образованием.

Однако, по мнению представителей Министерства обороны РФ реализация данной программы не привела к качественным изменениям. «В целом система военного образования коренного преобразования не претерпела и сохранила определенные недостатки. В их числе:  наличие большого количества малочисленных вузов, не обеспечивающих необходимый уровень военно-профессиональной подготовки выпускников при высоких затратах на содержание избыточных фондов; система обучения, направленная на «натаскивание» обучающихся в решении типовых задач; неоправданный отрыв военного образования от военной науки» [2].

Дальнейшим шагом по модернизации  военного образования стала еще одна программа. По словам министра обороны РФ А.Э. Сердюкова «Минобороны разработало программу реформирования военного образования до 2013 года, утвердило ее у президента. Не спеша, будем ее выполнять - укрупнять вузы, улучшать их материальную базу, поднимать денежное довольствие офицеров и преподавателей, приглашать на эти должности достойных людей» [3].

Таким образом, за последние пятнадцать лет ни одна из программ, направленных на реформирование военного образования не решила стоящих проблем, а конечным итогом деятельности министерства обороны в этом направлении стало сокращению военных вузов.

Традиционно в развитии системы военного образования прослеживаются два вектора. Первая тенденция прослеживалась в том,  военное образование являлось частью общей системы образования, выполняя задачи воспитания эрудированной  личности и профессиональной подготовки, возникала в периоды единения армии и народа. Если каждый гражданин имеет отношение к обороне страны в соответствии с конституцией, а военные заслуги составляют меру ценности человека в культуре общества, то вполне логично рассматривать армию как часть общества, воспроизводящую его структуру, а военное образование как обычное высшее или среднее образование с определенной специализацией.

Вторая тенденция связана с обособлением военного образования от гражданского связана с государственной политикой преобразования армии в профессиональную, военнослужащих в особое сословие, имеющее специфические традиции.

Таким образом, военные вузы сегодня осуществляют подготовку слушателей и курсантов одновременно по двум специальностям: стандартизированной гражданской и нестандартизированной военной. Добиться повышения уровня фундаментальной подготовки выпускников можно только за счет бюджета времени тактических и общевоенных дисциплин, так как программа подготовки по гражданской специальности защищена от сокращения государственным стандартом, и интеграции всех групп дисциплин. Одной из немногих возможностей обеспечения необходимой военно-профессиональной подготовки курсантов является использование внутренних ресурсов профессиональной ориентации математических, общих естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Все это неизбежно приводит к снижению качества подготовки офицерского состава, к удлинению сроков становления выпускников военных учебных заведений на первичных офицерских должностях и в итоге  к снижению боеготовности вооруженных сил.

Между тем эффективность функционирования военной школы во многом определяется уровнем развития теории военного образования, связанной с эволюцией военного дела и военной науки. Здесь можно выделить следующие аспекты.

Во-первых, по мнению ряда авторов «…Военная школа ВС РФ должна быть инновационной, формировать новую систему взглядов на формы и  способы ведения вооруженной борьбы с применением нано-био-, передовых информационных технологий, внедрение которых позволит повысить боевые возможности войсковых формирований» [4]. Военная школа призвана выполнять познавательные функции, систематизировать и углублять военные знания, обеспечивать научную обоснованность. Современное военное образование должно обогащаться за счет военной составляющей социально-гуманитарных, естественных и технических наук, которые применяются при решении задач обороны государства, строительства Вооруженных Сил

Во-вторых, система военного образования должна сочетать обучающуюся и воспитательную функции. «…Прежде всего, это система, воспитывающая молодого человека в духе лучших традиций офицерского корпуса России» [5]. Когда речь идет о подготовке офицера, то следует не только вооружить человека багажом знаний в военной области, а сформировать и воспитать военного специалиста с высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами. В-третьих, для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь необходимо подготовить  преподавательский и научный состав образовательных учреждений. Современные информационно-коммуникативные технологии потребуют высококвалифицированного труда  педагогов и инженерно-технического состава. В условиях информационного бума современным идеалом знания стало знание точное, доказательное, формализованное, а целью познания человека — компьютеризированный образ мира. В результате сам процесс образования все более отрывается от живой действительности, догматизируется под прессингом авторитета объективной истины, а также унифицируется, программируя личность под идеал компьютерного совершенства. Данная проблема потребует от преподавателя определения баланса между использованием информационных технологий и использованием традиционных методов обучения.

Эффективность системы военного образования зависит от качества и своевременности материального и финансового обеспечения образовательного процесса. Создание современной  системы военного образования, основанной на новейших технологиях, является дорогим, но важным делом. При этом необходимо не только модернизировать учебно-материальную базу, но и обеспечивать достойный уровень заработной платы для преподавателей, научных сотрудников, технического персонала, привлечь высококвалифицированные кадры.

По существу итогом модернизации военного образования должно быть создание целостной системы, которая позволила бы на выходе получить не просто специалиста, а гармонично развитую личность, способную решать стоящие пред ней задачи.

 

Источники и Литература:

1.                    См.: Российская газета. – 2008. – 9 февраля.

2.                    Фральцова Т.А. Кадры для армии и флота XXI века [Текст]// Российское военное образование. – 2009. – № 12. – С14.

3.                    См.: Российская газета. – 2009. – 12 мая.

4.                    Воробьев И.Н., Климов В.А. Отечественная военная школа: история и современность [Текст]//  Военная мысль. – 2010. –  №3. – С47.

5.                    Бачкало Б.И.Современная система подготовки кадров для ВВС [Текст]//  Военная мысль. – 2009. – №3. – С.49-50.

 

Хостинг от uCoz