Угрозы военной безопасности Российской Федерации на западном геостратегическом направлении

 

Павлов А.Л.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

На западе (Европа и США) основная потенциальная военная угроза для России продолжает исходить от блока НАТО. Она определяется направленностью военно-политического курса блока и наличием у его государств мощного военного и экономического потенциала.

Современная военно-политическая обстановка на Западе характеризуется усилением претензий США на роль мирового лидера, а также тенденций политической, экономической и военной интеграции западноевропейских стран, конечная цель которой - проведение единой внешней политики, включая сферы безопасности и обороны, которая по ряду направлений не совпадает с интересами военной безопасности России.

Несмотря на улучшение отношений между США и Россией, американское военно-политическое руководство по-прежнему рассматривает Россию в качестве основного потенциального противника.

Американские вооруженные силы оснащены самой современной техникой, их личный состав имеет высокую профессиональную подготовку и значительный опыт участия в боевых действиях.

Военный бюджет США в 2006 г. достиг почти 0,5 трлн. долл., что почти в 25 раз превышает расходы на национальную оборону РФ и практически составляет такую же сумму, которую тратят все остальные страны мира, вместе взятые, на содержание своих армий. Тем не менее, США намерены и в дальнейшем увеличивать свои военные расходы.

Так, в 2007 финансовом году военное ведомство США получит 506,3 млрд. долл., включая расходы на ведение боевых действий в Ираке и Афганистане.

Особую опасность для России представляет расширение НАТО за счет включения в нее государств Восточной Европы и Балтийских стран, а также планы по вовлечению в се состав Украины и Грузии.

В настоящее время в состав НАТО входит уже 26 государств. В перспективе руководство НАТО планирует включение в блок 46 европейских государств (без России). С присоединением в 1999 г. к НАТО Польши, Венгрии и Чехии военная группировка альянса получила возможность продвинуться на Восток на 650-750 км и на 500 км на Юг. Характерно, что за рекрутированием в альянс Чехии, Польши и Венгрии, почти сразу же последовала военная операция НАТО против Югославии.

26 марта 2003 г. в Брюсселе был подписан протокол о вступлении в Североатлантический альянс «семёрки»: Эстонии, Латвии, Литвы, Болгарии, Румынии, Словакии и Словении, которые уже в 2004 г. стали полноправными членами блока. За счёт присоединения к альянсу Эстонии, Литвы и Латвии военная группировка НАТО продвинулась на Восток ещё на 300-500 км. Теперь рубежи соприкосновения Вооружённых Сил РФ с вероятным противником на Западе проходят уже по границе Ленинградской и Псковской областей, а расположенная в Калининградской области российская 11-я Гвардейская армия оказалась полностью блокированной. Вступление указанной «семерки» прибавило НАТО почти 200 тыс. военнослужащих.

С принятием стран Балтии в состав НАТО указанный блок получил в своё распоряжение около 290 аэродромов, на которых можно сосредоточить до 3500 боевых самолётов. Подлетное время военных самолетов с аэродромов Прибалтики (Шауляй, Рига, Таллин и др.) до государственной границы России составляет практически несколько минут.

Использование этих аэродромов позволит всей тактической авиации НАТО наносить ракетно-бомбовые удары вплоть до Волги. Оставшаяся от Советской Армии прибалтийская военная инфраструктура (аэродромы, порты, склады, казармы и т.д.) позволяет НАТО при необходимости в недельный срок развернуть на прибалтийском плацдарме 280-тысячную мобильную военную группировку. При этом зона возможностей авиационных ударов ВВС альянса расширится до Урала.

В настоящее время в Латвии, Литве и Эстонии действуют достаточно мощные радиолокационные станции, позволяющие «просматривать» территорию России на глубину до 600 км. Всё это объективно представляет опасность для интересов Российской Федерации.

В последние годы руководство НАТО активно прорабатывает вопрос о включении в состав альянса Украины. Отношения НАТО с Украиной начали развиваться ещё в 1991 г., когда она обрела суверенитет и стала членом Совета североатлантического сотрудничества. В 1994 г. Украина присоединилась к программе «Партнёрство ради мира», а в 1997 г. была подписана «Хартия об особом партнёрстве между НАТО и Украиной». Украина все активнее готовится к переходу на стандарты НАТО во многих сферах военного строительства и обеспечения, занимается переподготовкой своих военнослужащих. На Украине действует совместная рабочая группа НАТО - Украина по военной реформе, украинские военнослужащие принимают участие в учениях, проводимых НАТО. 17 марта 2004 г. Верховная Рада (парламент) Украины приняла решение о возможности предоставления войскам НАТО права быстрого доступа на территорию страны и транзита, если это необходимо для реализации общей политики альянса. В марте 2006 г. президент Украины В. Ющенко подписал указ «О создании межведомственной комиссии по подготовке к вступлению страны в НАТО». Несмотря на то, что на территории страны-члена НАТО не должно находиться вооружённых сил государств, не входящих в этот альянс, нынешнее руководство блока не смущает наличие в Севастополе российской военно-морской базы. Как заявил представитель генсека НАТО Дж. Алпатурай, «все 26 стран-членов НАТО поддерживают евроатлантическую интеграцию Украины ... и вопрос базы в Севастополе не остановит этот процесс». Для Российской Федерации вступление Украины в блок НАТО было бы сильнейшим ударом. В случае фактического вступления Украины в НАТО мы рискуем потерять базу Черноморского флота, в составе которой имеются элементы системы ВКО.

В сложившихся условиях наша страна должна использовать нее имеющиеся возможности, чтобы Украина не попала в русло явно антироссийской политики блока.

После окончания войны с Ираком Соединённые Штаты намерены переместить часть своих соединений из района Персидского залива на территорию восточноевропейских государств. Негласно этот процесс уже идёт. Польские полигоны уже используются для учебных тренировок армии США, на территории Венгрии также развёрнута тренировочная военная база США, а Болгария предложила в распоряжение США 5 баз, одну из которых уже используют американские ВВС, которые являются основным средством воздушного нападения.

В результате расширения НАТО, совокупный военный потенциал альянса по обычным, в том числе тяжёлым, вооружениям значительно вырос. Увеличение произошло не столько за счёт вооружений вступивших в альянс прибалтийских государств, сколько за счёт того, что на территории государств Балтии для НАТО появилась возможность развертывать дополнительные вооружения, развивать инфраструктуру обычных вооружений (к которым относятся и средства воздушно-космического нападения). Следовательно, расширение НАТО явно нарушает баланс, который сложился в ходе и во время действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе. По авторитетному мнению вице-президента Академии геополитических проблем, генерал-полковника Л. Ивашова, сегодня настойчивые требования к России уйти из Закавказья, Приднестровья и вообще с пространства СНГ уже переходят в фазу прямой концентрированной угрозы. По адаптированному ДОВСЕ Эстония, Латвия и Литва могут получить квоты по 100-200 самолетов. Учитывая их собственные возможности, трудно предположить, что государства Балтии используют эти квоты. Однако они вполне легально могут передать их другим странам НАТО, скажем, США. Так же, как передали сейчас свое воздушное пространство для патрулирования боевым самолетам ВВС Бельгии, Дании и Великобритании.

После террористических атак 11 сентября 2001 г. США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 г., запрещавшим системы оружия, способные уничтожать стратегические ракеты с ядерными боеголовками. Теперь США приступили к выполнению Программы национальной противоракетной обороны (НПРО), которая предусматривает разработку и производство систем и вооружений, позволяющих гарантированно уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты и боеголовки противника на любом участке траектории их полёта. Тем самым США намерены прикрыть свою территорию от возможного ракетного удара. При этом военные объекты НПРО Пентагон планирует разместить в Европе. На территории Великобритании уже имеется радиолокационная станция раннего предупреждения, входящая в систему НПРО США. На её модернизацию Пентагон выделил 450 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, по сообщению британской газеты «Индепендент» от 17 октября 2004 г., британский премьер-министр дал согласие президенту США на размещение американских ракет-перехватчиков ПРО в Северном Йоркшире.

Элементы своей НПРО США пытаются разместить, но также в странах Восточной Европы. Предварительные договорённости по данному вопросу уже достигнуты с руководством Польши и Венгрии, кроме того, ведутся переговоры с правительством Чехии. В Польше и Венгрии США намерены разместить свои ракеты-перехватчики шахтного базирования, а в Чехии США хотели бы развернуть радиолокационную станцию раннего предупреждения. В таком случае американцы смогут перехватывать российские баллистические ракеты, запущенные с европейской территории России.

Таким образом, сегодня основная угроза с Запада заключается в создании на российских границах кордона из буферных государств, расширении блока НАТО и наращивании его боевой мощи в зоне жизненно важных национальных интересов России, а также в развёртывании США национальной противоракетной обороны на территории европейских государств. Однако большинство угроз военного характера для России, исходящих, прежде всего, от США и в целом от НАТО, сегодня практически не могут быть реализованы в реальном силовом противоборстве сторон. Залог тому - сохранение Российской Федерацией своего потенциала ядерной триады, который позволяет минимизировать военное превосходство других мировых держав и их коалиций над Россией, плюс создание эффективной системы ВКО.

 

Источники и литература:

 

1. Гацко М. Ф. Внешние угрозы военной безопасности России / М.Ф. Гацко //  ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. 2006. №10. С. 14.

2. Иванов, В. Сенат удовлетворил военные аппетиты Буша / В. Иванов // Независимое военное обозрение. 2006. 14 апреля. С. 23.

3. Штейнберг, М. Американская армия сегодня / М. Штейнберг // Независимое военное обозрение. 2004. 6 августа. С. 15.

4. Inependent, October 17, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz